Найти тему
Coracero

Истребитель И-16 в годы Великой Отечественной Войны.

Оглавление

Хотя бытует мнение, что выпуск самолётов в СССР перед войной был рекордным, и, на первый взгляд, впечатляющая численность самолётов в составе ВВС РККА и авиации РККФ (около 18 тысяч единиц), на июнь 1941-го, это только подтверждает, в немалой степени, рост был достигнут за счёт сохранения в производстве в 1939-м и 1940-м годах самолётов уже хорошо освоенных заводами типов -

таблица - Маслов М. "Боевые "чайки" Сталина".
таблица - Маслов М. "Боевые "чайки" Сталина".
  • и ещё 99 истребителей И-16 в 1941-м году
таблица - Степанов А.С. "Развитие советской авиации в предвоенный период"
таблица - Степанов А.С. "Развитие советской авиации в предвоенный период"

тех самых, которые мы разбирали в трёх предыдущих статьях:

  • следующие статьи цикла:

И даже этот рост лишь незначительно "перекрыл" производство ещё только вероятного, на 1940-й год, противника:

есть и такие версии подсчётов выпуска самолётов Германии за 1940-й год, по которым было произведено 10.826 единиц по Медведь, Хазанов "Истребитель Мессершмитт BF-109. Германский король воздуха"
есть и такие версии подсчётов выпуска самолётов Германии за 1940-й год, по которым было произведено 10.826 единиц по Медведь, Хазанов "Истребитель Мессершмитт BF-109. Германский король воздуха"

Не говоря уже об Англии и США, по производству авиационной продукции оставлявшим СССР позади. При этом, выпуск одномоторных истребителей в Германии не был так уж велик. За 1940-й год, например, из цехов баварских авиазаводов вышло 1.667 BF-109, включая около сотни новых BF-109F.

На примере разборов темы танковых войск, на этом канале, можно уверенно сказать, что нельзя судить о военных возможностях целого рода войск, только по количеству единиц одного вида боевых машин:

В случае же с авиацией, подобные нарочито простые сравнения будут ещё менее соответствующими действительности, поскольку данный род войск не самостоятелен - критически зависим от инфраструктуры, от разведки и наведения на цели, от контроля воздушной обстановки и даже от работы "коллег" из ПВО, не только прикрытия аэродромов, но и войскового, недостаток которого придётся восполнять вылетами на патрулирование. А уж сами самолёты..., их просто никак не получится использовать, если к ним не прилагается пилот, взлётная полоса, оборудование для заправки и пуска моторов и т.д.

Перспективы и количество.

Одна из "отгадок" вопроса численности авиапарка советских ВВС - это сохранение на вооружении устаревших и просто старых самолётов. Примером, одновременно, и устаревшего, и старого истребителя можно назвать И-15бис, который, однако, оставался на вооружении не только как импровизированный штурмовик, но и в составе истребительных частей.

Поскольку И-16 производился и эксплуатировался, к лету 1941-го года, уже более семи лет, то его ранние варианты (тип 5 и тип 10) можно уверенно описывать и как устаревшие, и как изношенные старые машины. Собственно, И-16 тип 5 считался устаревшим уже в 1939-м году, да и отзывы о сильной изношенности и плохом техническом состоянии "тип 5" поступали уже в ходе боёв на Халхин-Голе (1939-й год), очевидно, что ещё за два года их состояние изменилось не к лучшему. Тем не менее, за исключением первых серийных И-16 тип 4, все остальные серийные версии И-16 встретили лето 1941-го года в строю, позднее ещё возвращались в строй с хранения и принимали участие в боевых действиях:

И-16, в июне 1941-го года, уже нельзя было, без оговорок, называть скоростным истребителем и делать на него "ставку" в борьбе за господство в воздухе, однако, он ещё мог бороться со всеми типами бомбардировщиков противника.

Как и в случае с И-153, лётчики-истребители управлявшие И-16, могли рассчитывать в воздушном бою на манёвренность и высокую удельную мощность на малых высотах, что позволяло лётчикам эффективно обороняться, при условии обнаружения противника*, и побеждать в воздушном бою, если враг допустил ошибку и потерял скорость или по другой причине вынужден был вести бой "на горизонтали". Более быстрый И-16 "прощал" противнику куда меньше ошибок, чем "Чайки", но развитая механизация крыла "худого", с закрылками и автоматическими предкрылками, очевидно, могла преподнести неприятный сюрприз уже пилоту "ишачка", на малых скоростях и высотах.

  • это немаловажное условие, чтобы обнаружить атакующий самолёт требовалось полностью осматривать воздушное пространство каждые 20-30 секунд
  • при разнице скоростей в 100 км/ч, на догон с расстояния в 1000 метров требуется всего 36 секунд, а, при атаках с превышением по высоте, разница в скорости с BF-109 могла быть гораздо большей даже против И-16, не говоря уже об истребителях-полуторапланах
  • когда кто-то недоумевает, почему для советских лётчиков 2-3 вылета в сутки были большой нагрузкой, а их немецкие противники могли летать по 4-5 раз в день на свободную охоту, то это будет частью ответа

Хотя ограниченность возможностей И-16, уже в 1940-м году, когда он ещё выпускался, но военные и Наркомат авиационной промышленности активно искали ему замену, была очевидна, именно истребители И-16, сочетая ещё пока удовлетворительные скоростные качества и хорошую освоенность личным составом, сыграли огромную роль в начале Великой Отечественной, но это же сделало их и одной из приоритетных целей для противника.

Всего, в частях авиации Красной Армии в западных приграничных округах, считая с ЛВО, в июне 1941-го года, числилось 1.635 истребителей И-16 всех типов, ещё 344 И-16 (около половины от всего состава) числилось в составе авиации флотов (без учёта Тихоокеанского флота). На первый взгляд, может показаться, зная выпуск И-16 за 1940-й год, что почти все они должны быть "20-х типов", однако, всё не так просто.

-6

Хотя приграничные округа и имели приоритет в получении новой техники, но, всё-таки, почти половина всей советской авиации находилась в составе частей тыловых округов, техника которых также требовала замены. Впрочем, догадаться о том, что в приграничных округах не вся техника была новой, можно и по многократно упомянутому наличию в частях истребителей И-15бис. В составе авиации флота, И-16 которого известны нам и по типам, были эскадрильи полностью укомплектованные тип 5. Михаил Маслов приводит в пример 3-ю эскадрилью 13-го истребительного авиаполка Краснознамённого Балтийского флота, судя по типам "морских" И-16, ещё одна такая эскадрилья могла быть и на Чёрном море:

таблица - М.Маслов  "Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов"
таблица - М.Маслов "Истребитель И-16. Норовистый "ишак" сталинских соколов"

В ВВС РККА, в приграничных округах, также имелись подобные эскадрильи, оснащённые старыми (три или четыре года эксплуатации/хранения) И-16 тип 5. Например, 33-й ИАП (полк 10-й САД) Западного Особого военного округа имел из матчасти только 25 единиц И-16 тип 5 и 6 единиц И-153.

как указано в подписи на сайте, на фото самолёты из состава 21-го или 10-го ИАП
как указано в подписи на сайте, на фото самолёты из состава 21-го или 10-го ИАП

Если подсчитать долю "старых" и "новых" истребителей в составе ВВС, то получится вот такая картина:

-9

Трудно сказать, насколько она оптимистична или пессимистична, с учётом проблем освоения новой техники.

Приграничные сражения лета 1941-го. Роль истребителей старых типов.

Как и в случае с сухопутными войсками РККА, немалую роль в поражениях советской авиации, в ходе приграничных сражений, сыграла стратегическая внезапность.

Как и в случае с сухопутными войсками Красной Армии, понимание, точнее непонимание понятия "стратегической внезапности", приводит к упрощению, переходящему в грубое искажение, сводя всё к некоему всесокрушающему первому удару, по пути собирая разнообразные истории про "спящие аэродромы", разоружённые самолёты и т.п., что выливается в разнообразные теории заговора с невыполненными приказами, поиск предателей, а то и признание всех красноармейцев, включая и лётчиков, трусами, способными воевать только под прицелом комиссарского "нагана". И, конечно, непонимание реальных событий позволяет генерировать максимально простые ответы и решения, которые вот уж точно позволили бы победить.

Реальность, с которой пришлось иметь дело советским лётчикам, была гораздо сложнее.

фото - сайт "Военный альбом". И-16 в полёте, 1941-й год.
фото - сайт "Военный альбом". И-16 в полёте, 1941-й год.

Даже такой, казалось бы очевидный момент, как география приграничных военных округов, при изучении вопроса возможностей ВВС Красной Армии, может стать неожиданностью. Прибалтийский, Западный и Киевский Особые военные округа, например, протягиваются с запада на восток на плюс/минус 600 км. То есть, рассматриваемый нами И-16, даже при полёте в один конец, не сможет пересечь всю территорию такого округа без подвесных баков, не говоря уже о каких-то активных действиях, а ведь посчитаны самолёты частей этих округов без какого-либо учёта их реального базирования. Обычно делается акцент на аэродромах вблизи границы*,

  • на таких аэродромах базировалось около 10% от всей истребительной авиации округов, возможно, часть самолётов была рассредоточена на полевых/оперативных аэродромах

которые в первые часы войны могли попасть (некоторые попали) под удары даже не авиации противника, а артиллерии, но можно ведь задаться и вопросом, а как истребительная часть, например, в районах восточнее Риги или Минска, не говоря о расположенных ещё более глубоко в тылу округов, могла бы с ними взаимодействовать или прикрыть войска у границы, без перебазирования?

сайт - "Память народа". Схема аэродромов ВВС Западного фронта, подвергшихся нападению противника.
сайт - "Память народа". Схема аэродромов ВВС Западного фронта, подвергшихся нападению противника.

И это не единственная, и не главная проблема ВВС РККА в приграничных сражениях, даже в отношении узкого вопроса аэродромной сети - это пример того, что очевидно и наглядно, но, при этом, совершенно упускается из виду.

Для советской авиации, стратегическая внезапность была вовсе не в неожиданном первом ударе, даже те части, что не сумели его отразить, не были разгромлены полностью.

таблица - Хазанов Д. Б. "1941. Война в воздухе. Горькие уроки."
таблица - Хазанов Д. Б. "1941. Война в воздухе. Горькие уроки."

Если взять за пример 9-ю смешанную авиадивизию (см схему и таблицу выше), то её истребительные полки были менее чем в 50 км от границы, аэродром Тарново 129-го ИАП в 12 км - в зоне досягаемости артиллерии противника. Ещё одна особенность этой дивизии, которая нам будет важна, её ИАП имеют двойные комплекты техники. Старые И-16, И-153 и их замена МиГ-3, все вместе были на балансе частей на одних и тех же аэродромах, при этом новую технику (233 МиГа) освоил всего 61 лётчик. Как результат, основная боевая работа велась на самолётах старых типов - "ишачках" и "Чайках".

Тот самый 129-й ИАП, что размещался всего в 12 км от границы, не только не "сгорел на земле", хотя потери техники были*, но и выполнил за утро 22-го июня 1941-го года 125 вылетов (до 10:00), более двух вылетов на каждого из лётчиков полка (в полку 50-60 лётчиков).

  • потеряны на аэродроме Тарново 22-го июня (на земле) - 27 МиГ-3, 11 И-153 и 6 учебных машин; по Хазанов Д. Б. "1941. Война в воздухе. Горькие уроки."

Куда больше машин, чем 129-й полк потерял на земле и в воздухе 22-го июня (точное число неизвестно), ему пришлось оставить при перебазировании на другие аэродромы, в тот же день.

Хотя точных сведений об этом нет, потери техники 129-го ИАП на земле пришлись не на первый налёт, поскольку в воздух самолёты 129-го ИАП поднялись уже в 4:05, услышав звуки артиллерийской канонады, сразу тремя эскадрильями. Вероятнее всего, именно одновременный подъём в воздух большей части самолётов стал причиной потерь на земле - отразив первый налёт тремя эскадрильями и заявив три сбитых бомбардировщика, второй налёт пришлось встречать всего одной резервной, а второй вовсе не был последним.

Ещё один характерный пример - судьба упоминавшегося выше 33-го ИАП из соседней 10-й смешанной авиадивизии, укомплектованного старыми, во всех смыслах слова, И-16 тип 5.

Полк не просто успел подняться в воздух по тревоге, но и вылетел утром 22-го июня, всеми исправными машинами, на прикрытие войск в район Бреста. Вернулись истребители на свой аэродром, практически, под удар противника, не успев подняться в воздух для защиты своего аэродрома (в районе н.п. Пружаны). Результат - при всего одном погибшем пилоте, полк остался без самолётов, после нескольких последовательных налётов противника, которые не давали заправить технику.

Район прикрытия №4 - Брестский в боях первых дней войны.
Coracero15 октября 2020

Противник действовал методично, последовательными ударами с рассчитанными на израсходование поднятыми истребителями топлива промежутками между ними, концентрируя усилия на советских частях в приграничной полосе. Качественное превосходство в материальной части, которое мы рассматриваем в темах по истребителям старых типов, позволяло реализовать "конвейер" авианалётов без критических потерь, даже при отражении ударов поднятыми по тревоге советскими истребителями. Те же И-153 или И-16, технически, не были способны навязать бой или связать боем одномоторные BF-109 и двухмоторные истребители BF-110, прикрывавшие или сами наносившие удары по аэродромам.

фото - М.Маслов "Боевые "чайки" Сталина". Реплики И-16 и И-153 в воздухе.
фото - М.Маслов "Боевые "чайки" Сталина". Реплики И-16 и И-153 в воздухе.

В отличие от загадочных "спящих аэродромов", методичные концентрированные удары противника были эффективны в течении июня и первых дней июля 1941-го года, хотя основные потери пришлись на первые дни, когда сама тактика "конвейера" непрерывных ударов ещё была неожиданностью, и приходилось оставлять технику при перебазированиях на другие аэродромы - не только те машины, что были без лётчиков, но и все не пригодные к полёту (даже с мелкими повреждениями).

К 10-му июля 1941-го года, к окончанию приграничных сражений Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов, парк истребительной авиации, в действующей армии, сокращается чуть ли не втрое, несмотря на переброски тыловых авиационных частей. От 4.226 истребителей, остаётся 1.532 самолёта. От 1.635 единиц И-16, всего 653 (из них 130 требуют ремонта).

1941-1945-й годы.

В 1941-м году И-16 активно применялись на фронте, сохраняя преимущества хорошо освоенного лётным составом и техническим персоналом самолёта (см ниже). Число И-16 в составе ВВС действующей армии быстро сокращается, несут потери и авиационные части флота. Сами истребители применяются без каких-либо ограничений и выделения им вспомогательных задач.

Дополнительные возможности применения И-16 дают пусковые установки "эресов" и бомбодержатели. Стоит держать в уме, что штурмовые задачи вполне обычны для советских истребителей, не только для специализированных штурмовых авиачастей. Реактивные снаряды с дистанционными трубками (взрыв после пуска с заданным замедлением) пытались применять и в воздушных боях.

И-16 участвуют в обороне Москвы и Ленинграда, в составе специально созданных истребительных авиакорпусов. Применяются в составе авиации флота.

На 1-е октября 1941-го года в ВВС действующей армии - 249 И-16, из которых 181 исправен - это пятая часть от всех истребителей (948 ед) и треть от всех исправных (647 ед), на тот момент.

-16

К 5-му декабря 1941-го - их 228, из которых 164 исправно. Всего истребителей в ВВС действующей армии - 1.010 штук, 663 исправных.

Введение в строй самолётов с хранения и из лётных школ, приводило к появлению в воздухе И-16 тип 5, в том числе и в частях воевавших под Москвой, которые в статистике не отделяются от прочих типов.

подпись на сайте - "Бойцы и командиры РККА у немецкого бомбардировщика He-111H-6, сбитого в районе Детчино". Московская область, 1941-й год - период Битвы за Москву.
подпись на сайте - "Бойцы и командиры РККА у немецкого бомбардировщика He-111H-6, сбитого в районе Детчино". Московская область, 1941-й год - период Битвы за Москву.

На 1-е мая 1942-го года в строю, вновь, 238 И-16, но уже в июле их число сокращается до 156. В составе авиации флота (кроме ТОФ) их 91 единица на 1-е мая, и всего 45 единиц к первому июля 1942-го года.

Свою роль полноценного истребителя И-16 сохраняет и в 1942-м году, всё больше старых истребителей задействуется в частях ПВО в тылу, но летом 1942-го и тыл мог быстро превратиться в передовую. Поступают даже предложения возобновить их производство, поскольку число интенсивно применяемых машин неуклонно сокращается, причиной отклонения таких соображений, было понимание того, что И-16 не подходят для завоевания господства в воздухе*, а проблемы технической надёжности и сложности пилотирования новых самолётов, всё равно, потребуют решения.

  • не могут навязать бой, не могут удержать противника в бою - это почти дословно прописывается в тактических наставлениях истребительной авиации 1942-1943-го годов, в качестве решения предлагается выделять "высотные" дежурные пары/звенья для атак выходящих из боя противников

Как итог, число И-16 на фронте и в составе авиации действующих флотов, с конца 1942-го года, только сокращается:

  • действующая армия - 75 единиц в ноябре 1942-го, 42 единицы в июле 1943-го
  • действующие флоты - 46 единиц в ноябре 1942-го, 29 единиц в июле 1943-го

В 1944-м году, официально, И-16 выводятся из состава действующей армии, при этом на флоте летом 1944-го остаются ещё 15 единиц. Можно сказать, что, среди истребителей старых типов, И-16 дольше всего применялся - по основному назначению и в действующих войсках.

А на Дальнем Востоке истребителям старых типов ещё довелось участвовать и последних сражениях Второй Мировой - против японских войск.

  • поддержать канал можно лайком, рекомендациями в соцсетях, а также финансово: