Найти тему
Катехизис и Катарсис

Дорога на север: Марио, твоя принцесса в другом замке

Второй этап экспедиции де Сото — путь по территории современных Джорджии, Северной и Южной Каролины, Теннесси и Алабамы: сначала на северо-восток, затем западнее и снова на юг. Отрезок пути длинный, но прошли сравнительно быстро: к концу 1540 года (напомню, что во Флориде высадились в конце мая 1539). Как раз тут будет драматичный эпизод серьёзного сражения, но сначала...

По большому счёту весь путь от апалачей прошёл с одним лейтмотивом: всякое встреченное племя рассказывало, что золото где-то рядом есть, без сомнений. Но не прямо тут, а вооон там, дальше. Конкистадоры вздыхали и продолжали путь.

На первый взгляд это может показаться довольно глупым поведением: то ли просто отсутствие чувства реальности, то ли невероятная алчность. Однако это не совсем верный взгляд. Эрнандо де Сото был склонен доверять информации от Кабесы де Вака — тот же провёл в этих краях много лет и при том таки остался испанцем, не как отказывающийся носить европейскую одежду Ортис (как раз утверждавший, что золота нет). Кроме того, де Сото в принципе было нетрудно поверить в существование где-то поблизости какой-то страны с баснословными богатствами: он ведь уже видел своими глазами одну.

Вплоть до середины XVI века испанцы, впечатлённые успехом Писарро, очень легко верили в рассказы индейцев "да-да, всё есть, но не у нас — а вооон там", потому как пару раз рассказы эти оказались плюс-минус правдивы. Кроме того, на примере Кортеса, чуть более чем за год опрокинувшего целую империю буквально с горсткой людей и при поддержке таких себе местных вояк — каждый видел и возможность горы свернуть за океаном.

Это во второй половине XVI века романтическая стадия Конкисты завершится — благодаря накоплению печального опыта, в том числе опыта де Сото. И всё станет куда более приземлённым, рациональным. Пока же ещё продолжалось время мечтателей о невероятном — не знавших, что они уже опоздали к разделу невероятного.

Легко понять и поведение индейцев. Многие имели зуб на соседей и были вовсе не против того, чтобы пришлые бледнолицые перебили их врагов. А даже если не так — боязно отрицать наличие богатств, которые конкистадоры ищут. Могут не поверить — и чёрт знает, чем это кончится. Куда проще всё подтвердить, но относительно земель подальше: пусть себе идут, ищут. Авось не вернутся.

Основная надежда экспедиции де Сото возлагалась на нечто под названием Кофитакеки ( Кофитачеки) — не то название страны, не то имя правителя, однако главное — золота там полно!. Индейцы пока относились к испанской экспедиции положительно: один из вождей даже порывался немедленно принести Испании вассальную клятву и начать платить дань де Сото вместо местного вождя-доминатора, но Эрнандо рассудил, что пока не время для этого классического подхода к разборкам между индейцами.

Легко находились проводники, время от времени испанцам даже показывали что-то вроде долгожданных сокровищ — в виде жемчуга, скажем. Прошёл также насчёт Кофитакеки слух, что те земли сильно поредели людьми из-за эпидемии (заметьте, индейцы без всякой европейской оспы уже знакомы тут с этим явлением). И вроде бы не должно быть проблем.

Однако проблемы постепенно начинались. Скоро пришлось забить свиней — во-первых, кончалось питательная еда, а во-вторых — потребовалось форсировать сложную реку ("шире, чем пролетит пуля").

Никакого золота у встреченных индейцев в итоге так и не нашлось: лишь медь (возможно, кто-то из информаторов правда перепутал металлы). Моральный дух экспедиции сильно упал. Кто-то хотел вернуться, не понимая, какого чёрта конкистадоры тут до сих пор ищут, а кто-то предлагал устроить колонию прямо на месте — теперь это Южная Каролина. Но де Сото велел идти дальше, и его авторитет оказался достаточным, чтобы люди послушали. Тем более что скоро показались горы: признак того, что может быть и золото.

Экспедиция пока понесла совсем незначительные потери в испанцах — всё ещё превышала 600 человек, зато обросла огромным числом местных носильщиков, которые всегда были полезны ради сохранности лошадей. Летом добрались до Алабамы — где встретили индейцев миссисипской культуры, ведомых неким Таскалусой.

Вот тут-то и наступил дурной поворот событий, о котором — в следующей части.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат