Выражение «Пиррова победа» — отсылка к истории Древнего Рима, когда полководец победившей армии прекрасно понимал, что доставшаяся ему победа по сути равна поражению. Известно немало примеров, когда одержать верх в сражении — ничего не значило, а в дальнейшем и вовсе приводило к поражению. Подобные битвы случались во все времена и не только на суше. К примеру, битва при Ялу, произошедшая на море во время Японо-Китайской войны на исходе девятнадцатого века.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Япония всегда была крайне агрессивным государством в регионе. Долгая феодальная раздробленность обеспечила военному сословию высокое положение и позволила отточить своё мастерство. Отсутствие достойного количества ресурсов на архипелаге стало причиной постоянных попыток экспансии. В рамках этой парадигмы случилась Японо-Китайская война 1894-1895. Тогда #Япония стремилась взять под контроль Корейский полуостров, который на тот момент имел вассальные обязательства перед Китайской империей Цин.
Страна восходящего солнца к этому моменту была уже в какой-то мере «европейской» державой, вставшей на рельсы индустриализации. Япония стремилась занять своё, пусть и небольшое, место среди колониальных империй. Её армия и флот обладали высокой боеспособностью, хотя и были менее малочисленными по сравнению с материковыми государствами.
Битва при Ялу произошла в сентябре 1894 года. К этому моменту война шла уже второй месяц, японские войска вели активные действия в Корее, нуждаясь в поставках припасов, подкреплений и амуниции. Для охраны конвоев из Японии, а также для противодействия вражеским ВМС был задействован японский флот. Китай имел в этом регионе «Бэйянский флот», поддерживавший свои силы на побережье. И, в отличие от японских сил, в нём было много устаревших кораблей.
16 сентября 1984 года почти весь состав китайской эскадры подошел к устью реки Ялу. Они сопровождали транспортные корабли, которых везли грузы сухопутным войскам, а также взятым в осаду крепостям в этом районе. Получив известие об этом, командующий японским флотом адмирал Ито Сукэюки разделил свои силы. Оставив тихоходные транспорты под охраной небольших и устаревших кораблей в устье реки Тэдонган, он в составе эскадры из семи бронепалубных крейсеров второго класса, одного крейсера третьего класса, двух устаревших броненосных кораблей, канонерской лодки и штабного судна двинулся на перехват.
Утром 17 сентября китайский флот, стоявший на якоре у устья Ялу, заметил дымы на горизонте и, снявшись с якоря, двинулся навстречу. Как отмечалось позднее, численность двух флотов была сопоставима, но состав сильно различался. Китайская эскадра имела два броненосца второго класса, что были гораздо больше и защищённее любого из японских кораблей. Однако остальные #корабли по всем параметрам уступали неприятельским. Три броненосных крейсера, три бронепалубных крейсера и несколько кораблей рангом ниже. Кроме того, стоявшие на вооружении китайской эскадры орудия в основном были устаревшими и куда менее скорострельными.
«…по приблизительному расчёту, вес бортового залпа всего китайского флота за 10 минут равнялся 58 620 фунтов, тогда как корабли, сражавшиеся в линии, не считая береговой эскадры, могли выпустить за тот же промежуток времени снаряды весом 53 100 фунтов. С другой стороны, вес снарядов, выпущенных в течение такого же времени японцами, равнялся 119 700 фунтам, так что превосходство их артиллерии может быть выражено отношением 119:58, или 2:1»
Наличие тяжёлых броненосцев и ряда устаревших кораблей ограничивали скорость и манёвренность китайцев, тогда как японские силы, имея практически однотипные крейсеры, могли навязать свою тактику благодаря скорости, что, собственно, и произошло.
В 12.50 китайская эскадра открыла огонь. Её командующий, адмирал Дин Жучан, выстроил свои корабли по классической схеме тех лет — в строй фронта, чтобы обеспечить носовой залп. Японский командующий Ито, прекрасно это понимая, разделил свои силы на две части: основную и так называемый «летучий отряд».
Китайские корабли, пользуясь своей дальнобойной артиллерией, начали стрелять первыми, однако японцы, понимая невыгодность происходящего, быстро сократили дистанцию, используя своё преимущество в скорости. «Летучий отряд» зашёл в хвост колонны, атаковав более слабые и менее защищённые корабли. Броненосцы двинулись в погоню за основными японскими силами, которые, пройдя рядом с ними и осыпав их градом снарядов, начали уходить. Для адмирала Ито сложилась неприятная ситуация: он оказался неподалёку от устья реки Ялу, откуда выходило ещё несколько китайских кораблей, отставших от основной эскадры. Возникла угроза оказаться между двух огней и быть расстрелянными с двух сторон, однако Ито успел проскочить между сходящимися кораблями. Серьёзно пострадал только один из бронепалубных крейсеров, получивший попадание 12-дюймового снаряда с одного из броненосцев.
Бой продолжался весь день, и лишь в сгущающихся сумерках адмирал Ито приказал отходить. Японский командующий опасался продолжать бой в темноте из-за действий китайских миноносцев. Ориентировочно сражение при Ялу закончилось в 17.30 по местному времени. Формально китайской флот выполнил свою задачу, не допустив срыва десанта и повреждения транспортов, а японские корабли покинули поле боя. Однако в глобальном плане это был почти разгром. По итогам боя 4 корабля китайской эскадры пошли на дно, а ещё 4 были тяжело повреждены. Потери в личном составе насчитывали 650 человек убитыми и более 200 ранеными. Японская эскадра потеряла 90 человек, и 200 получили ранения. Японцы не потеряли ни одного корабля. Единственный серьёзно пострадавший броненосный #крейсер своим ходом ушёл в Японию, и после ремонта вновь вступил в строй.
Битва при Ялу стала первым крупным сражением после Битвы при Лиссе, значительно повлиявшим на морские баталии во всём мире. На кораблях с обеих сторон присутствовали наблюдатели из европейских стран. Сумма наблюдений выразилась, к примеру, в срочном перевооружении многих европейских кораблей большим числом среднекалиберной скорострельной артиллерии. Также была опровергнута бытовавшая в то время теория, что тяжелобронированные корабли уходят в прошлое — китайские броненосцы выдержали шквал огня, сохранив ход и боеспособность.
Кроме того, стало очевидно, что лишь скоординированные и планомерные действия всех кораблей обеспечат победу. Хотя ранее считалось, что любой морской бой рано или поздно превратится в небольшие схватки по 2-3 корабля друг против друга.
Для Китая результат Битвы при Ялу оказался плачевным. Правительство, поражённое тяжёлыми потерями, запретило выход кораблей в море, окончательно отдав его японцам. Это и стало в дальнейшем одной из причин захвата Кореи и переноса боевых действий на материковый Китай. В 1895 году война закончилась полным поражением Китая, который был вынужден подписать крайне невыгодный для себя мир. Битва при Ялу стала примером того, как скорострельность, плотность огня и тактика становятся залогом победы с минимальными потерями. Хотя китайский #флот формально и победил в сражении, победа оказалась куда более «пиррова», чем даже для самого Пирра.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы:
Самый известный пират на Диком Западе. История Дэна Сиви
Первый и единственный поход немецкой подлодки стал кладезем знаний для СССР. История U-250
Авианосцы, совершившие классовую революцию. Гордость флота Великобритании — Eagle и Ark Royal