Соединению двух жёлтых радиусов – быть. В Москве по-прежнему в планах построить новые станции метро, но данную затею отложили по причине, к которой ниже мы ещё вернёмся.
Последние 11 лет данная затея поднимается на рассмотрение, и каждый раз утвердительно говорят, что её нужно выполнить. И ровно такое же количество раз её отодвигали на грядущее будущее по различным обстоятельствам.
К сведению, за этот период (с 2011 года) построили множество более протяженных участков. Например, Солнцевскую линию от «Москва-сити» дотянули до «Рассказовки», а в ближайшем будущем она прирастет еще двумя станциями и придет в аэропорт «Внуково». В результате столичный метрополитен получил тупиковую линию, обрывающуюся на «Деловом Центре» и еще один "филиал «Выхино»" – перегруженную станцию «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Таким образом, линия не разгружает другие радиальные линии, а наоборот, их нагружает.
В связи с этим соединение двух жёлтых линий – Солнцевской (8A) и Калининской (8) просто необходимо. Несмотря на это, у властей столицы находятся причины откладывать строительство. Как говорят “наверху”, ввиду наличия более приоритетных и эффективных проектов, которые частично заменяют ЦУ КСЛ.
Среди них находятся:
- БКЛ (Большая Кольцевая Линия);
- МЦК (Московское Центральное кольцо);
- Станция «Суворовская» на Кольцевой линии.
К тому же запланирован полноценный запуск не позднее 2024 года четырех Московских центральных диаметров. В связи с чем приоритет и сдвинут, потому как вышеперечисленные узлы – это уже частичная замена и достаточный уровень комфорта для передвижения людей.
Сразу видно, что из них на метро вряд ли кто-то ездит. Ведь основной пиковый пассажиропоток центростремителен, а ни один из приведенных выше вариантов не позволяет с наименьшей потерей времени добраться хотя бы в пределы Кольцевой линии (за исключением перегруженной "синей" линии). К тому же с момента утверждения данного проекта (а это было в 2012 году, на секундочку), строительство всё ещё не запустили. Хотя изначальный срок был порядка 4 лет. Так, согласно плану, ещё два года назад должна была быть возможность доезжать без пересадок между станциями «Новокосино» и «Раменки».
Также были и слухи, что в угоду экономии бюджетных средств одну или две планируемых станции в конечном счёте могут вычеркнуть. Скорее всего, если таковые и будут, то это ст. «Дорогомиловская» или «Волхонка».
Препятствия к строительству
С момента утверждения плана, многое изменилось. Например, стройплощадка рядом с «Волхонкой» оказалась в частной собственности. Так будет возведён элитный жилой комплекс. Соответственно, уже придётся искать по меньшей мере один обходной путь. Либо вычёркивать её, как было упомянуто выше.
Если пройтись далее, по планам, то проблемой может статьи и автодорожный тоннель (створ Садового кольца). Потому как его планирует разместить выше вестибюля станции «Плющиха», чтобы открыть основной ход по Садовому.
В остальном же, никаких препятствий для начала строительства нет. За исключением отсутствия выделенного бюджета. Участок запроектирован на глубине около 60 метров - строительство закрытым способом на глубоком заложении всегда технически сложнее и гораздо дороже строительства нескольких станций на мелком заложении (в открытом котловане).
Еще одна сложность с Центральным участком Калининско-Солнцевой линии – это изъятие для строительства сооружений метрополитена дорогостоящего земельного участка, находящегося в частных руках. Чьих – самостоятельно установить не удалось.
Ну, и разумеется, перекрывать дороги во время строительства будет просто необходимо. А издержки от подобного обещают быть серьёзными. Однако, если начать стройку совместно с прокладыванием того самого автомобильного тоннеля для открытия основного хода по Садовому кольцу, можно серьёзно сэкономить.
И вновь становится непонятно, почему же тогда не начать реализовывать проект ЦУ КСЛ параллельно? А если выкупленный участок составляет глобальную проблему, то почему нельзя подкорректировать уже давно залежавшийся проект?
Один из последних официальный ответов мы слышали ещё в 2019 году. М. Хуснуллин, бывший заместитель мэра г. Москва, дал небольшое пояснение ТАСС в интервью по поводу планов и возможности реализации проекта в ближайшем времени.
Пока что, ничего утешительного. Если кратко, без лишних деталей, пересказать его слова, то в ближайшие годы строительство не начнётся. Так как будут запущены ранее упомянутые в материале МЦД, МЦК и Большая кольцевая, что спровоцирует серьёзное уменьшение потребности в давно запланированной ветке. Также он упомянул о сложности реализации, ведь станции будут располагаться на большой глубине.
В 2021 году заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства А. Бочкарев сообщил, что проектирование центрального участка Калининско-Солнцевской линии метро завершено, однако, его строительство не является приоритетным.
«Проектирование его (центрального участка желтой ветки - прим. Агентства «Москва») завершено. Но пока могу лишь сказать, что в ближайший год за него точно не возьмемся. Там очень сложные грунтовые условия и огромные водопритоки. Чтобы справиться с ними, придется строго контролировать поступление воды в тоннели, применять специальные методы проходки на больших глубинах - с нижней отметкой конструкций 80-90 м. Примерно как на станциях «Парк Победы» и «Шереметьевская». Работа непростая и даже опасная. Не случайно в советское время за эту стройку не взялись. Этот участок в настоящее время не предмет первой необходимости. Основная задача сейчас - запуск БКЛ», - сказал Бочкарев.
Ещё один довод из официальных источников - строительство линии осложнено тем, что тоннели несколько раз проходят под Москвой-рекой. Здесь же возникает резонный вопрос - каким же образом в прошлом столетии при менее развитых технологиях и механизации удалось построить центральные участки радиальных линий, причем многих из них - и на меньшей глубине заложения. Этот аргумент разрушают и проектные схемы:
Итак, конкретного отказа от ЦУ КСЛ по-прежнему нет. Но в данных обстоятельствах строительство вновь отложили «в долгий ящик». Вероятно, в течение ближайших лет 10 к реализации проекта никто так и не приступит. Но в обозримом будущем два жёлтых радиуса всё же соединят.
Польза «соединения»
Теперь коротко о плюсах соединения жёлтых радиусов:
- разгрузка сразу 6 линий метро (Арбатско-Покровской, Сокольнической, Кольцевой, Калужско-Рижской и Замоскворецкой);
- новые удобные маршруты в центральных районах, в том числе и в историческом центре Москвы;
- сокращение времени в пути для граждан, пользующихся метро (отсутствие лишних пересадок);
- у Москва-сити появится полноценная линия из центра;
- уменьшится нагрузка на ныне использующиеся узлы для пересадок.
И власти это также понимают. Поэтому осталось дождаться реализации проекта, а соединению – быть.
Ну, а нам, обычным пассажирам, остается только запасаться терпением, ведь даже если пофантазировать и предположить, что строительство ЦУ КСЛ начнется в 2023 году, то поедем по нему мы только к 2030 году... На последней версии схемы, подготовленной Институтом Генплана Москвы, реализация соединения, предположительно, должна завершиться до 2035 года:
А пока на просторах сети пользователи соревнуются в остроумии и можно встретить такие шуточные картинки:
На этом всё. Спасибо за внимание!
#метро #строительство метро #московское метро #солнцевская линия #калининская линия #цу ксл #транспорт #москва