Найти тему

Центральный участок Калининско-Солнцевской линии метро Москвы. Быть ли соединению?

Соединению двух жёлтых радиусов – быть. В Москве по-прежнему в планах построить новые станции метро, но данную затею отложили по причине, к которой ниже мы ещё вернёмся.

Последние 11 лет данная затея поднимается на рассмотрение, и каждый раз утвердительно говорят, что её нужно выполнить. И ровно такое же количество раз её отодвигали на грядущее будущее по различным обстоятельствам.

К сведению, за этот период (с 2011 года) построили множество более протяженных участков. Например, Солнцевскую линию от «Москва-сити» дотянули до «Рассказовки», а в ближайшем будущем она прирастет еще двумя станциями и придет в аэропорт «Внуково». В результате столичный метрополитен получил тупиковую линию, обрывающуюся на «Деловом Центре» и еще один "филиал «Выхино»" – перегруженную станцию «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Таким образом, линия не разгружает другие радиальные линии, а наоборот, их нагружает.

-2

В связи с этим соединение двух жёлтых линий – Солнцевской (8A) и Калининской (8) просто необходимо. Несмотря на это, у властей столицы находятся причины откладывать строительство. Как говорят “наверху”, ввиду наличия более приоритетных и эффективных проектов, которые частично заменяют ЦУ КСЛ.

Среди них находятся:

  • БКЛ (Большая Кольцевая Линия);
  • МЦК (Московское Центральное кольцо);
  • Станция «Суворовская» на Кольцевой линии.

К тому же запланирован полноценный запуск не позднее 2024 года четырех Московских центральных диаметров. В связи с чем приоритет и сдвинут, потому как вышеперечисленные узлы – это уже частичная замена и достаточный уровень комфорта для передвижения людей.

Сразу видно, что из них на метро вряд ли кто-то ездит. Ведь основной пиковый пассажиропоток центростремителен, а ни один из приведенных выше вариантов не позволяет с наименьшей потерей времени добраться хотя бы в пределы Кольцевой линии (за исключением перегруженной "синей" линии). К тому же с момента утверждения данного проекта (а это было в 2012 году, на секундочку), строительство всё ещё не запустили. Хотя изначальный срок был порядка 4 лет. Так, согласно плану, ещё два года назад должна была быть возможность доезжать без пересадок между станциями «Новокосино» и «Раменки».

Также были и слухи, что в угоду экономии бюджетных средств одну или две планируемых станции в конечном счёте могут вычеркнуть. Скорее всего, если таковые и будут, то это ст. «Дорогомиловская» или «Волхонка».

-3

Препятствия к строительству

С момента утверждения плана, многое изменилось. Например, стройплощадка рядом с «Волхонкой» оказалась в частной собственности. Так будет возведён элитный жилой комплекс. Соответственно, уже придётся искать по меньшей мере один обходной путь. Либо вычёркивать её, как было упомянуто выше.

-4

-5

Если пройтись далее, по планам, то проблемой может статьи и автодорожный тоннель (створ Садового кольца). Потому как его планирует разместить выше вестибюля станции «Плющиха», чтобы открыть основной ход по Садовому.

-6

В остальном же, никаких препятствий для начала строительства нет. За исключением отсутствия выделенного бюджета. Участок запроектирован на глубине около 60 метров - строительство закрытым способом на глубоком заложении всегда технически сложнее и гораздо дороже строительства нескольких станций на мелком заложении (в открытом котловане).

Еще одна сложность с Центральным участком Калининско-Солнцевой линии – это изъятие для строительства сооружений метрополитена дорогостоящего земельного участка, находящегося в частных руках. Чьих – самостоятельно установить не удалось.

Ну, и разумеется, перекрывать дороги во время строительства будет просто необходимо. А издержки от подобного обещают быть серьёзными. Однако, если начать стройку совместно с прокладыванием того самого автомобильного тоннеля для открытия основного хода по Садовому кольцу, можно серьёзно сэкономить.

И вновь становится непонятно, почему же тогда не начать реализовывать проект ЦУ КСЛ параллельно? А если выкупленный участок составляет глобальную проблему, то почему нельзя подкорректировать уже давно залежавшийся проект?

-7

Один из последних официальный ответов мы слышали ещё в 2019 году. М. Хуснуллин, бывший заместитель мэра г. Москва, дал небольшое пояснение ТАСС в интервью по поводу планов и возможности реализации проекта в ближайшем времени.

Пока что, ничего утешительного. Если кратко, без лишних деталей, пересказать его слова, то в ближайшие годы строительство не начнётся. Так как будут запущены ранее упомянутые в материале МЦД, МЦК и Большая кольцевая, что спровоцирует серьёзное уменьшение потребности в давно запланированной ветке. Также он упомянул о сложности реализации, ведь станции будут располагаться на большой глубине.

-8

В 2021 году заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства А. Бочкарев сообщил, что проектирование центрального участка Калининско-Солнцевской линии метро завершено, однако, его строительство не является приоритетным.

«Проектирование его (центрального участка желтой ветки - прим. Агентства «Москва») завершено. Но пока могу лишь сказать, что в ближайший год за него точно не возьмемся. Там очень сложные грунтовые условия и огромные водопритоки. Чтобы справиться с ними, придется строго контролировать поступление воды в тоннели, применять специальные методы проходки на больших глубинах - с нижней отметкой конструкций 80-90 м. Примерно как на станциях «Парк Победы» и «Шереметьевская». Работа непростая и даже опасная. Не случайно в советское время за эту стройку не взялись. Этот участок в настоящее время не предмет первой необходимости. Основная задача сейчас - запуск БКЛ», - сказал Бочкарев.

-9

Ещё один довод из официальных источников - строительство линии осложнено тем, что тоннели несколько раз проходят под Москвой-рекой. Здесь же возникает резонный вопрос - каким же образом в прошлом столетии при менее развитых технологиях и механизации удалось построить центральные участки радиальных линий, причем многих из них - и на меньшей глубине заложения. Этот аргумент разрушают и проектные схемы:

Итак, конкретного отказа от ЦУ КСЛ по-прежнему нет. Но в данных обстоятельствах строительство вновь отложили «в долгий ящик». Вероятно, в течение ближайших лет 10 к реализации проекта никто так и не приступит. Но в обозримом будущем два жёлтых радиуса всё же соединят.

Польза «соединения»

Теперь коротко о плюсах соединения жёлтых радиусов:

  • разгрузка сразу 6 линий метро (Арбатско-Покровской, Сокольнической, Кольцевой, Калужско-Рижской и Замоскворецкой);
  • новые удобные маршруты в центральных районах, в том числе и в историческом центре Москвы;
  • сокращение времени в пути для граждан, пользующихся метро (отсутствие лишних пересадок);
  • у Москва-сити появится полноценная линия из центра;
  • уменьшится нагрузка на ныне использующиеся узлы для пересадок.

И власти это также понимают. Поэтому осталось дождаться реализации проекта, а соединению – быть.

Ну, а нам, обычным пассажирам, остается только запасаться терпением, ведь даже если пофантазировать и предположить, что строительство ЦУ КСЛ начнется в 2023 году, то поедем по нему мы только к 2030 году... На последней версии схемы, подготовленной Институтом Генплана Москвы, реализация соединения, предположительно, должна завершиться до 2035 года:

-11

А пока на просторах сети пользователи соревнуются в остроумии и можно встретить такие шуточные картинки:

-12
-13

На этом всё. Спасибо за внимание!

#метро #строительство метро #московское метро #солнцевская линия #калининская линия #цу ксл #транспорт #москва