Одним из громких информационных событий последних месяцев является весть об уходе бренда IKEA и продаже активов в России. Тем не менее, на этой неделе RBC опубликовало информацию о том, что IKEA не собирается уходить и лишь выжидает время для возврата на российский рынок. Этому есть подтверждение в действиях других западных компаний, которые уходят с российского рынка с громкими распродажами, а затем возвращаются, либо продают свой бизнес российскому бизнесу, и есть большое подозрение, что эти продажи носят фиктивный характер.
Прогноз Национального Лесного Агентства Развития и Инвестиций изначально был отрицательным, IKEA не уйдет из России. И вот почему.
Что имеет IKEA в России?
Компания INGKA Holding B.V. владеющая брендом IKEA (далее сокращенно INGKA или IKEA как синонимы для упрощения) имеет несколько производственных компаний и торговых компаний в России. У IKEA 14 магазинов в торговых центрах «Мега», несколько магазинов городского формата «ИКЕА Сити» и дизайн-студий, а также три завода, хотя все отечественные СМИ пишут что их четыре. Эта информация немного устарела, так как подразделение IKEA в Есипово (Московская область) из производства было конвертировано в логистический центр. В то же время, на площадке в Новгородской области была построена мебельная фабрика, которая юридически не отделена от производства древесностружечных плит, существовавшего ранее. Поэтому, можно сказать что производства четыре, а юридических лица, производственного профиля, три.
СМИ заявляют о планах IKEA продать производственные предприятия и заморозить торговые мощности на определенное время. Рассмотрим имеющиеся производственные предприятия в России на предмет ликвидности:
1. ООО "ИКЕА Индастри Тихвин", предприятие выпускающее мебель из массива и имеющее собственную аренду лесного фонда. В год перерабатывает около 330 тысяч кбм древесного сырья, а на предприятии, до недавнего времени, работало около 1100 сотрудников. Более половины продукции экспортировалось за рубеж, в виде пиломатериала, древесных топливных гранул, технологической щепы и опилок, мебельных заготовок и мебельных комплектов.
Данный актив может быть интересен российскому покупателю только в разрезе лесопильных мощностей, так как продажа такого объема мебели из массива в России невозможна из-за малых размеров внутреннего рынка и спада потребления, а экспорт всей номенклатуры изделий из древесины в Европу закрыт пятым пакетом санкций. Покупатель данного актива должен иметь выстроенную систему продаж мебели, к сожалению, в России нет компаний сопоставимых с IKEA по торговым мощностям.
Однако, и в разрезе лесопильных мощностей данный актив в кризисных условиях не вызовет большого спроса. Предприятие может быть продано с существенным дисконтом, и скорее всего, при отсутствии большого интереса у покупателя к мебельным мощностям. В такой продаже вряд ли будет заинтересована компания INGKA.
2. ООО "ИКЕА Индастри Новгород", предприятие имеет годовую производительность в 500 тысяч кбм шлифованной и ламинированной древесностружечной плиты, а также производит 7 млн.единиц корпусной мебели, в виде шкафов "Пакс". Древесностружечная плита используется в производстве мебели и продается на российском рынке, а также на экспорт. Корпуса шкафов "Пакс" экспортируются в другие страны в рамках дистрибьюторской сети IKEA
Производство древесностружечных плит является наиболее ликвидным и продаваемым производственным активом группы INGKA в России, особенно на фоне перманентного дефицита ДСтП на внутреннем рынке. Производимая плита является узнаваемым продуктом на северо-западе РФ и покупка такого актива является довольно удачной инвестицией.
Мебельное производство такой ценности не имеет, несмотря на техническое совершенство и автоматизацию, так как ориентировано на один вид продукции (шкафы "Пакс" и каркасы кухонь "Метод"), что также предполагает поставку на производство соответствующей мебельной фурнитуры (вешалки, ящики хранения, выдвижные системы и пр.) из третьих стран, осуществляемых в рамках единой логистической сети компании INGKA.
Для российского рынка это мебельное производство избыточно, что потребует от инвестора дополнительных затрат на переформатирование производства под новый продуктовый ряд. Продажа избыточных объемов мебели невозможна из-за европейских санкций. В этой связи, продать его по адекватной стоимости вряд ли будет возможно.
3. ООО "ИКЕА Индастри Вятка", самое маленькое производство группы INGKA в России. Предприятие ориентированно на лесопиление и выпуск широкого спектра мебели из массива сосны. Производство выпускает стеллажи, столы, полки, кровати и пр. Продукция продавалась в российском ретейле IKEA и экспортировалась для продажи в сети IKEA в других странах.
Данный актив может вызвать большой интерес у инвестора, так как выпускает широкий набор мебели, которая может быть адаптирована под требования нового владельца. С другой стороны, кто в России умеет успешно продавать мебель, особенно из массива? До того, как группа INGKA выкупила акции у предыдущих владельцев в 2009 году, это было предприятие ООО "Домостроитель", которое выпускало аналогичную продукцию, но было убыточным. Также возникает вопрос, а сможет ли новый владелец обеспечить продажи без сбытовой сети, сопоставимой с сетью IKEA?
Торговые подразделения IKEA, безусловно, могут быть проданы и они достаточно ликвидны на рынке. Продажа может быть осуществлена как комплексно - единому оператору, так и по отдельности.
Надо отметить, что торговые центры являются основным ликвидным активом IKEA, так как через них продается не только та продукция, которая произведена в России (и которой там меньшая часть), а продукция сделанная в других странах, на предприятиях принадлежащих или не принадлежащих группе Ingka. Важным фактором является то, что торговые точки под вывеской IKEA существенно подорожали за последние годы как объекты недвижимости. Если раньше это были торговые центры в не самых удобных и близких для потребителей местах, то сейчас эти торговые центры стали "точками притяжения", которые были созданы за годы деятельности компании IKEA и новый владелец приобретает не только объект недвижимости, но и поток покупателей идущих по "протоптанной дорожке".
Торговые центры являются "центрами прибыли" компании Ingka, по этой причине СМИ говорят (по якобы инсайдерской информации) о возможности продажи производств IKEA, но не продажи торговых центров. Предполагается, что торговые центры будут просто заморожены до лучших времен. Потеряв точку сбыта, компания Ingka теряет не только объект недвижимости, но и возможность продажи продукции произведенной по всему миру, а не только в России, что сокращает бизнес группы Ingka в мировом масштабе.
Почему продать бизнес IKEA в России будет сложно?
Бизнес-процессы компании Ingka выстроены таким образом, что максимальная эффективность достигается за счет международной кооперации. В этом смысле компания Ingka является типичным продуктом глобализации и бизнес в России не может функционировать в том же формате без поступлений мебели, комплектующих, электротехники, товаров для дома и прочей продукции из-за рубежа. Все прочие продукты, которые компания Ingka импортирует в Россию и продает в своих торговых центрах поступают из стран, где их производство максимально дешево. Часть товаров производится на собственных предприятиях компании Ingka расположенных в третьих странах, а часть производится под заказ компании.
При этом мебель и продукция произведенная на российских предприятиях также экспортируется в третьи страны, и продается там в торговых центрах IKEA.
Российские производственные подразделения не позволяют заполнить даже половину продаваемой в России мебельной номенклатуры, не говоря уже о товарах для дома. В то же время производственные мощности российских предприятий компании Ingka по некоторым позициям существенно превосходят потребности российского рынка, так как ориентированы на поставку продукции в зарубежные подразделения компании.
Исходя из вышесказанного, комплексная продажа бизнеса компании Ingka в том формате, в каком он существует сейчас будет невозможна, так как ни одна российская компания не воспроизведет бизнеса компании Ingka и не сможет повторить ассортиментное разнообразие и ценовую политику.
Кто может купить бизнес IKEA?
Проходила информация, что крупный ретейлер HOFF готов купить бизнес Ingka. Но в этой связи возникает ряд вопросов:
- Готова ли компания, задействованная в ретейле, войти в новую для нее производственную сферу, где присутствует полный цикл переработки, начиная от заготовки сырья до изготовления мебели? Есть ли для этого достаточные компетенции?
- Сможет ли новый владелец организовать соответствующее конструкторское подразделение по разработке новой мебели? Пусть мебель под маркой IKEA и не относится к премиальному классу, но главный секрет конструкторов мебели IKEA в ее исключительной конструкционной простоте и дешевизне. Применяемые конструкторские решения в мебели IKEA имеют, прежде всего, комплексную экономическую задачу, начиная от минимизации расхода материалов и заканчивая максимально возможной плотностью упаковки для перевозки на дальние расстояния.
- Куда будут продаваться избыточные объемы продукции, которые экспортировались на предприятия и в торговые залы компании IKEA в других странах?
- Сможет ли новый владелец выстроить поставки мебельных комплектующих и фурнитуры в Россию из третьих стран по минимальным ценам, как это сделано у компании IKEA?
В России пока нет крупных ретейлеров мебели и товаров для дома даже близко сопоставимого с IKEA масштаба.
С другой стороны, ожидался интерес со стороны ПАО "АФК Система", и других крупных лесопромышленных компаний, но они также имеют ряд ограничений:
- Крупный российский лесопромышленный бизнес имеет очень слабые позиции в ретейле. В основном это производство и экспорт лесопродукции и полуфабрикатов разной степени готовности. Ни одна из российских лесопромышленных компаний не имеет больших мощностей для продажи готовой продукции конечному потребителю. Банально, российские лесопромышленники не умеют продавать свою продукцию на таком уровне.
- Для дублирования деятельности IKEA, российской лесопромышленной компании будет необходимо выстраивать полный цикл закупок товаров для дома, комплектующих для мебели и прочих товаров, что потребует многомиллиардных инвестиций в неизвестной для российских компаний сфере.
- Продажи избыточных объемов продукции и полуфабрикатов, которые ранее поставлялись на подразделения Ingka вне России не найдут покупателя, так как ЕС ввел санкции (действуют с 10 июля 2022 года) против российской продукции из древесины. То есть, любое расширение лесопромышленного бизнеса в европейском направлении сейчас не целесообразно.
Российские лесопромышленные компании могут заинтересовать отдельные перерабатывающие предприятия группы Ingka в России, но их стоимость будет существенно ниже той, которую они имели при функционировании в рамках одного механизма под брендом IKEA. По сути это будет ликвидационная стоимость. То есть продажа будет происходить по очень низкой стоимости, так как существенные инвестиции на фоне санкций ЕС на поставку древесины и сжимающегося внутреннего потребительского рынка не целесообразны.
В данный момент времени, не просматривается ни одного здравого варианта, который бы позволил продать бизнес Ingka в России даже по заниженной цене. Данный бизнес слишком сложен и интересен в комплексе, а отдельные его элементы не имеют большой ценности. Кроме того, подразделения компании Ingka имеют разную ликвидность, некоторые могут быть, пусть и с трудом, проданы, а некоторые будут реализовываться продолжительное время.
В чем основная проблема IKEA?
Текущая основная проблема компании Ingka в России заключается в сломанной логистике, на которой держался весь бизнес. Запрет на заходы судов в российские порты и отказ от обработки российских грузов в голландских портах привел к невозможности поставить продукцию в Россию по адекватной цене.
Ранее, океанские контейнеровозы поставляли товары IKEA из стран юго-восточной Азии в порты Нидерландов, где они распределялись, а часть перегружалась на линейные фидерные суда и после доставлялись в порты Санкт-Петербурга, откуда происходило распределение грузов по стране. Эффект масштабных перевозок и комплексной линейной логистики позволяли предлагать рынку продукцию по минимальной цене.
Блокировка перегрузки в Нидерландах и заходов в российские порты делает невозможным как импорт продукции в Россию, так и экспорт из России (дополнительно напоминаем о санкциях ЕС на российскую древесины).
Другими факторами является политическое давление на компанию Ingka оказываемое западными правительствами и западным общественным мнением подогреваемым СМИ.
В сложившихся условиях компания Ingka может только заморозить свой бизнес в России до лучших времен, либо запустить свой бизнес на минимальных значениях, чтобы снизить постоянные затраты и затраты на содержание имущественного комплекса, с надеждой на постепенное выстраивание новых логистических потоков. При усилении давления на компанию Ingka со стороны европейских правительств возможна фиктивная продажа бизнеса российской компании, с последующим обратным выкупом при более благополучных условиях.
----------------------------
Опубликовано по материалам аналитического лесопромышленного блога STRATFORest .
Все права принадлежат ООО "Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций" .
От исследования лесопромышленных рынков и бизнес-планирования до привлечения инвестиций и управления отраслевыми проектами.
Подробнее на WWW.NLARI.COM
----------------------------
Другие публикации канала
Названы пострадавшие от санкций производители древесных пеллет
Европейский Союз запретил импорт древесины из Российской Федерации
Россия хочет упростить экспорт пиломатериалов
Россия потеряет европейский рынок лесопродукции
Новый удар по российскому лесопромышленному комплексу
Заготовка леса может прекратиться
----------------------------
#IKEA #ИКЕА #INGKA #уход #продажа #санкции #производство #мебель #закрытие #распродажа