До конца октября в Эрмитаже воссоздан знаменитый особняк Сергея Щукина в Москве, где были собраны самые-самые шедевры европейской живописи рубежа 19-20 веков. Посетить выставку стоит обязательно: это одно из самых ярких музейных событий этого года.
В этой статье скажу о самом важном, что нужно знать о Щукине, его коллекции и их значении для русского искусства. Поэтому я выделила несколько тезисов, которые лучше всего расскажут о сути.
Сергей Щукин — человек незаурядного вкуса
Сергей Щукин был из купеческой семьи, которая торговала тканями. В те годы это не просто приносило огромные доходы. Это формировало вкус. Фактура тканей и их сочетание, цвет, узор — во всем этом нужно было разбираться. С детства окруженные красивыми вещами, разговорами о прекрасном, эстетикой, такие люди становились настоящими ценителями прекрасного.
Не зря и Павел Третьяков, собравший самую обширную коллекцию русского искусства, тоже происходил из семьи купцов, торговавших тканями. Это был человек, художественный вкус которого позволил открыть и сохранить множество талантливых произведений.
И вкус — это не только умение видеть прекрасное. Это и художественная интуиция, чутье, которое помогает распознать талант, дает смелость смотреть дальше и глубже общепринятых норм и понятий о прекрасном.
Такую смелость имел и Сергей Щукин. Он покупал то искусство, которое шокировало общественность, привыкшую к классическим сюжетам, реализму передвижников или салонной живописи. Сначала импрессионисты, затем постимпрессионисты, Сезанн, Гоген, Ван Гог, затем фовисты, Матисс, Пикассо... Короче, все самые-самые имена европейской живописи того времени.
Щукин руководствовался своим правилом: «Если, увидев картину, испытываешь шок, покупай ее». Он мог не понимать, но видел потенциал. Например, про Пикассо меценат говорил: «Если я в картине Пикассо что-то не понимаю, то прав он, а не я».
Конечно, не все современники были готовы к такому искусству. Например, именно побывав в особняке Щукина, Николай Бердяев написал о крахе европейской культуры. Это хорошо иллюстрирует, насколько не вписывалось это искусство в общепринятые рамки.
И именно Щукин помогал этому искусству расцветать...
Щукин дал дорогу всемирно известным художникам
Щукин раскрыл имена, которые впоследствии узнает весь мир. Например, когда Щукин познакомился в Париже с Матиссом, тот был неудачником. Жил в сквоте, никому не нужный, никому не известный. Щукин начинает заказывать у него работы. И Матисс считался со вкусом коллекционера. А потом даже приезжал в Москву, где занимался развеской картин в щукинском особняке.
То же самое было с великим Пикассо. На тот момент он вообще не выставлялся, над ним смеялись. Просто писал в своей мастерской, где не было ни воды, ни отопления. Щукин делает ему первые заказы. При этом сам Щукин не понимал его искусство до конца, как я уже писала выше.
Есть история, как Щукин заставлял себя смотреть на одну из картин Пикассо, которая его раздражала. Он искал смыслы, колебался, решал. Но чутье подсказывало, что это искусство будущего. И пытался объяснить это искусство современникам.
Например, в зале, где в его особняке висели работы Пикассо, он выставил также африканские фигурки, демонстрируя истоки примитивного искусства. На выставке они тоже представлены.
Собирал Щукин не только Матисса и Пикассо, но для них он стал основным патроном. Не преувеличу, если скажу, что он их создал. Конечно, они бы сделали свою карьеру, помог бы кто-то другой. Но судьба у них была бы другая. Щукин дал масштаб их творчеству в тот период. Его заказы очень много значили для развития их искусства. Поэтому выставка и называется «Рождение современного искусства». Оно рождалось, благодаря помощи Щукина.
Еще до этого Щукин открыл Гогена. Его никто ни в какую не хотел понимать и покупать. А Щукин собрал целый «иконостас» Гогена: несколько картин, которые висели все вместе, одна над другой в одном из залов особняка. Но в 1904 году Гоген умирает. Начинаются ретроспективные выставки.
И тут до современников начало доходить, что это было и что прошло мимо них. Не только Гоген, но и Ван Гог, Сезанн. Тут же начинается гонка коллекционеров и цен. А Щукин имел возможность выбрать лучшее из лучшего.
Поэтому коллекция была концентрацией самого актуального и оказала влияние не только на развитие самих художников. Но и на русское искусство.
Коллекция Щукина — это революция в искусстве
Дом Щукина на Знаменке в Москве быстро стал местом притяжения для творческой интеллигенции. Сюда приходили художники, студенты худучилищ, коллекционеры, интеллигенция. Собрание мецената даже называли «академией левого вкуса», «рассадником западных художественных течений».
Конечно, такое новаторское искусство, которое даже в Европе еще нельзя было увидеть, музеи такое просто не покупали и не показывали, влияло на умы молодых художников. Именно здесь рождалось искусство авангарда. Это была настоящая революция. Начинаются художественные поиски, эксперименты, которые и привели в конце концов к появлению новых имен в русском искусстве.
Конечно, ко встрече с таким искусством были готовы не все. Тем более что особняк Щукина был открыт для всех: совершенно бесплатно можно было прийти и посмотреть. И Щукин вел просветительскую деятельность. В особняке проходили экскурсии, и часто их проводил сам меценат.
Это был нетривиальный подход к проведению экскурсий. Не просто рассказ, монолог, а беседа, диалог с посетителем, а иногда и дискуссии. Целью была пропаганда нового искусства среди максимально большего количества зрителей. Щукин как бы расширял границы, снимал шоры с тех, кто решался приступиться к современному искусству.
Музеевед Б.Н.Терновец писал:
«Сергей Иванович любил изъяснять свою мысль контрастами, объединяя мажорные, радостные полотна Сезанна и Матисса, а затем искусно объединяя и выявляя общность, сходство в полотнах Матисса и Пикассо... Как и в Москве за творчеством П.Пикассо с затаенной жадностью следила художественная молодежь Европы».
А московский юрист и литератор Н.М.Рудин описал свои впечатления от посещения щукинского особняка:
«Возможность увидеть новую живопись, о которой было известно лишь из книг, радостно настроила меня, и я тотчас туда побежал. Публики было немного, картины волновали всех. Их обаяние создавало особое настроение у посетителей, тот творческий подъем, который наблюдается на вернисажах любимых и талантливых мастеров... Я провел там целый день, буквально зачарованный красотой полотен. Здесь я впервые почувствовал стихию красок, их душу и силу. Я стал частным посетителем галереи».
Выставка — уникальное и возможно последнее воссоединение работ из коллекции Щукина
За последние годы это третья выставка коллекции Щукина. До этого были в парижском Фонде Louis Vuitton в 2017 и в Пушкинском музее в Москве в 2019.
Но именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. На выставке к ним добавились работы из ГМИИ имена А. С. Пушкина. И коллекция максимально близка к оригинальной, а развеска напоминает развеску в московском особняке коллекционера.
Развеска, кстати, у многих вызывает вопросы. Она не похожа на то, как сейчас обычно располагаются картины в музеях. Такая развеска называется шпалерной: картины висят друг над другом в несколько рядов. В особняке Щукина было не так уж много места, поэтому картины часто приходилась располагать поверх лепнины, каминов, тесно друг к другу. Это тоже вызывало такую концентрацию современного искусства, в которой неподготовленному зрителю могла стать дурно. Поражает эта концентрация и сегодня...
Всего показано 150 произведений, из них 30 Матисса, 40 Пикассо, 15 Гогена, а также полотна Ван Гога, Моне, Писсарро и других. Некоторые в не самом лучшем состоянии, а значит, возможно, это последний раз, когда все картины собраны вместе.
На выставку советую сходить обязательно! Лучше в вечернее время, народу меньше, дышится свободнее.
#выставкиспб
#искусство
#музеипетербурга