Россия активно ищет новые пути выхода на мировой рынок. Одним из таких глобальных маршрутов должен стать проект «Север-Юг», который свяжет промышленные центры нашей страны с Индийским океаном.
Коридор «Север-Юг» можно назвать многострадальным. Первые межправительственные соглашения о нем были подписаны еще в 2000 году. Тогда Индия, Иран и Россия решили развивать перспективное направление. Что-то было сделано, грузы так или иначе идут.
«Север-Юг» называют еще маршрутом в обход Суэцкого канала. Ведь транзит товаров по суше занимает вдвое меньше времени, чем морем. И дешевле, ведь стоимость прохода контейнеровоза через Суэц очень большая.
Сам коридор предполагает три ветки. Первая, с востока Каспия, через Казахстан и Туркменистан. Вторая – по Каспию на судах. И третья, самая удобная и самая не готовая – через Азербайджан.
Проход с Запада от Каспийского моря занимает меньше всего времени, но есть нюанс, недостающее звено. Необходимо провести железнодорожную линию Решт-Астара к границе с Азербайджана.
Собственно, эту дорогу и не могут построить уже более 20 лет. Причем, эта строка имеет стратегическую важность. Иран получает маршрут в Кавказ и далее в Европу. У России получается соединение с портами Индийского океана. Цена вопроса — полтора миллиарда евро.
Россия сейчас готова потратить большие средства на строительства инфраструктуры у себя. Создаются новые дороги, терминалы для зерна, порты. То есть упор идет на Транскаспийский коридор. И это приносит результат. Траффик растет хорошими темпами.
Иран сейчас сам начал потихоньку строить дорогу к Азербайджану. Но нашел пока только 1/7 часть средств, чего, разумеется, не хватит. В строительстве Решт-Астара заинтересована в первую очередь Россия, ведь и большинство грузов будут нашими.
Но процесс пока затянулся и тут в игру может вступить Китай. Не секрет, что Пекин активно занимается инфраструктурными проектами по всему миру. В большинстве случаев, это приводит к долгам «принимающей стороны», примером является Черногория, которая попала в долговую ловушку, после просрочки кредита за строительство грандиозного моста.
В Иране Поднебесная сильно заинтересована. Тут и совпадение идеологических позиций, и интерес к рынку. В ближайшие 25 лет Китай намерен инвестировать в иранскую экономику 450 миллиардов долларов. Не исключено, что и дорогу к Европе Кита «выбьет» для себя. Ведь концепцию Нового Шелкового пути никто не отменял. Китай может получить новую ветку для своего проекта, ведь сумма в 1,5 миллиарда не так велика, по сравнению с другими тратами.
Вот и получатся, что Пекин может отобрать у России важнейшее направление, установив там свои правила. Время покажет, кто станет строить связующую дорогу. Москва, похоже, делает ставку на морское сообщение с Тегераном.