Найти тему
Найди свой Дзен

13 хороших российских фильмов, которые вы могли пропустить. Выбор кинокритиков Дзена

Оглавление

27 августа отмечается профессиональный праздник отечественных кинематографистов — День российского кино. По этому поводу мы попросили авторов каналов @kinokotik @kinowino и @ya_u_mami_knigochtets назвать свои любимые российские фильмы последних лет.

Выбор канала «Кинокотик»

Кинокотик

«Скиф» (2018), режиссер Рустам Мосафир

-2

Яростное фэнтези, незаслуженно обойденное вниманием публики. Воевода Лютобор отправляется на спасение семьи вместе с пленным скифом Куницей. Изумительной зрелищности картина (за костюмы отвечала знаменитая Надежда Васильева, автор свитера Бодрова), с диким драйвом и изобретательными схватками — чего стоит снятая одним кадром четырехминутная драка Куницы в харчевне. Роль последнего стала прорывом в кино для Александра Кузнецова. «Скиф» — редкий пример жанровой удачи: тот же «Викинг», снятый не в пример размашисто и богаче, лишен и изобретательности, и энергии.

«Красный призрак» (2021), режиссер Андрей Богатырев

-3

Еще один пример удачного эксперимента — кино о войне в жанре вестерна (точнее, истерна). Зимой 1941 года среди фрицев распространился слух о Красном призраке — неуловимом солдате, который в одиночку расправляется с целыми взводами. Существует ли он в действительности, будет выяснять группа замерзших советских солдат и каратели вермахта, сошедшиеся волею судеб в заброшенной деревне. Так о Великой Отечественной у нас еще не снимали. Более того, из всех недавних военных фильмов этот — один из самых живых, энергичных.

«Серебряные коньки» (2020), режиссер Михаил Локшин

-4

Как видите, в моем топе — фильмы-геймченджеры. С «Коньками» все просто: наконец-то нам удалось снять сказку с эпическим размахом а-ля «Титаник». Петербург, Рождество, канун 1900 года. Сын фонарщика, пошедший по наклонной воровской дорожке, влюбляется в дочь аристократа, которая мечтает о карьере химика. Сказочной красоты костюмы и локации, размашистый экшен, реально классные погони на коньках и не только — и укравший фильм у всех Юра Борисов, который сыграл интеллектуального анархиста — главаря банды воришек, орудующих на замерзших реках и каналах Питера.

«Купе номер шесть» (2020), режиссер Юхо Куосманен

-5

Самый российский роуд-муви, снятый финном. Лихие 90-е. Финская студентка отправляется на поезде Москва — Мурманск смотреть петроглифы. В купе номер шесть ее попутчик — грубоватый шахтер Леха (снова Борисов), с которым придется разделить и кров, и водку с колбасой, и приключения. Камерная и очень теплая история о двух одиночествах ловко балансирует на грани нежности и крипоты, не скатываясь в чернуху.

«Подельники» (2022), режиссер Евгений Григорьев

-6

Четвертый фильм с Юрой Борисовым в моем топе (в «Красном призраке» он тоже есть), то есть актер пятилетки очевиден. Его герой — биатлонист Петя, который вместе с женой возвращается из столицы в родное уральское село работать физруком. Всем в селе негласно заправляет бывший зек Витя Людоед (Павел Деревянко). С ним-то у Пети и завязывается кровавое противостояние. Вопреки описанию, «Подельники» — дивное смешное кино с невиданным ранее Деревянко в образе медведя-шатуна и сказочно-живописными ландшафтами (снимали в древнем поселении Кын — и сейчас там все забронировано туристами на месяцы вперед). Эта мифологическая притча о важности милосердия снята на основе пермского фольклора. Для картины лингвисты разработали собственный язык из 200 слов, на котором изъяснялась вся съемочная группа.

Выбор Александра Залесова

Александр Залесов

«Пугало» (2020), режиссер Дмитрий Давыдов

-7

Трагическая сказка о Бабе-яге в современном мире. О вроде бы злом существе, которое может делать добро и без которого не выживают.

Зачем смотреть? Чтобы прочувствовать реальный мир через обращение к древнему ужасу и хтони. По-настоящему авторское кино, снятое режиссером без копейки государственных денег в свободное от работы в школе время.

«Человек из Подольска» (2020), режиссер Семен Серзин

-8

Абсурдная история о том, как обычного человека задерживают полицейские, но он даже не знает, за что. Дальше — Кафка.

Зачем смотреть? Узнать себя (или, наоборот, совсем не увидеть) в стандартном «человеке из Подольска». Посмеяться сквозь слезы над двоемыслием и странностью нашей жизни.

«Папа, сдохни» (2018), режиссер Кирилл Соколов

-9

Анекдот про худшее знакомство с родителями, которое заканчивается массовым мордобоем в духе Квентина Тарантино.

Брутальное и стильное кино про конфликт отцов и детей. Не нудная форма русской классики, а драйв, кровь, саундтрек, постмодерн.

«Межсезонье» (2021), режиссер Александр Хант

-10

Радикальное кино о все тех же отношениях родителей и детей. О том, какой принципиальный разлом между ними и как родители не могут научить детей ничему, кроме банального выживания.

Зачем смотреть? Чтобы порассуждать о проблемах поколений не на уровне «ну это просто дети, перебесятся».

Выбор канала «Я у мамы сериальщик-книгочтец»

Я у мамы сериальщик-книгочтец

«Медведи Камчатки. Начало жизни» (2018), режиссеры Владислав Гришин, Ирина Журавлева

-11

Документальные фильмы не вызывают большого интереса у зрителей, но «Медведи Камчатки» — не просто док, а самая настоящая сказка с медведями в главных ролях. Несколько месяцев создатели фильма бок о бок прожили в Южно-Камчатском заказнике и снимали взросление юных медвежат. Благодаря выстроенному закадровому тексту зритель погружается в самую настоящую дикую природу. Фильм гарантирует каскад эмоций — от глупых улыбок до слез печали и радости.

«Сестренка» (2019), режиссер Александр Галибин

-12

История, которая трогает сердца. Фильм рассказывает о мальчике Ямиле, родившемся в годы войны. Мирной жизни он не знает, но знает, что когда война закончится, то вернется его отец. Отец, которого он видел только на фотографиях. Вместо желанной встречи с отцом он получает себе в сестры Оксану и наказ от отца заботиться о ней как о родной.

«Атака мертвецов: Осовец» (2018), режиссер Василий Чигинский

-13

Многие не уделяют должного внимания короткометражному кино, и совершенно зря. Среди них можно найти самый настоящий алмаз. Таковым стал российско-белорусский фильм «Атака мертвецов: Осовец», рассказывающий об одном из самых страшных эпизодов Первой мировой войны.

«Уроки фарси» (2020), режиссер Вадим Перельман

-14

Еще одна коллаборация российских киноделов с белорусскими и немецкими специалистами создала очень напряженный и берущий за душу фильм «Уроки Фарси». Главный герой — бельгиец еврейского происхождения Жиль. Чтобы спастись от расправы в годы Второй мировой войны, он прикидывается персом. В концлагере немецкий офицер берет его репетитором персидского языка. А так как Жиль вообще ни слова не знает, ему пришлось выдумать язык самому. Так он обманывал постоянно подозревающего его в обмане немецкого офицера до конца войны. Почти два года.