Найти тему
МИР (Море История Россия)

Лепельская "эпопея" бригады РОНА

На пасху в Лепеле
На пасху в Лепеле

Советские войска перешли в наступление. Каминского с его администрацией эвакуировали заранее. Он был направлен для решения организационных вопросов по приему «беженцев», коих по данным Белая и Башилова было 77 тысяч, по данным немцев 30 тысяч. Это отнюдь не добровольцы, немцы, при отступлении угоняли все трудоспособное население.

26 августа 1943 г. началась отправка железнодорожным транспортом материальной части и части личного состава частей РОНА. Эвакуируемые поступали в распоряжение Курта фон Готтберга, который замещал временно отсутствовавшего фон дем Баха (Жалевского) на его посту (пока тот лечился после передоза опиумом).

"Одноногий дьявол" перед строем "Беларус-югенда"  (Союз белорусской молодёжи)
"Одноногий дьявол" перед строем "Беларус-югенда" (Союз белорусской молодёжи)

После убийства партизанами Вильгельма Кубе, он, с 23 сентября 1943 года занял его пост, и начал очень жесткие репрессии против партизан, одновременно организовывая местные карательные отряды Белорусской краевой обороны. За ним закрепилось прозвище «одноногий дьявол». Он, действительно был инвалидом, потерявшим ногу в 1936-м в автокатастрофе.

Из состава РОНА по ж/д отправлялись: гвардейский батальон (около 400 человек), бронедивизион (около 200 человек), артиллерия и 1-й полк бригады (1750 человек). Руководили отправкой Фролов и Белай. Вместе с войсками отправлялись гражданская администрация округа, члены их семей, архивы, продовольствие, «государственное» и частное имущество.

Население отправлялась в Белоруссию пешком. Правда, возникает вопрос по продовольствию для «эвакуируемых». По этой теме данных нет. По воспоминаниям, очень голодно было. По дороге многие «потерялись». Прикрывать «эвакуацию» (которая далеко не всегда была добровольной) остались 2-й и 4-й полки и отдельные батальоны.

Дальше начинается самый «мутный» период в истории Фольксвер-бригады РОНА (такое название она носила на тот момент)

Был раскрыт заговор во 2-м полку. По данным Башилова: «Командир 2-го полка, майор Тарасов, был признан виновным в измене и повешен. Я слышал, однако, что среди палачей оказались его друзья, и что им удалось перебросить его на советскую сторону. Впрочем, я в этом не уверен». Потом, 2-й полк отстал и был разоружен партизанами, многие добровольно перешли на их сторону.

4-й полк РОНА, прикрывая отход остальных частей и колонну тех, «кому уже нельзя было оставаться», и, тоже прекратил свое существование. Из пяти полков остался один.

В конечном итоге в Лепеле из прежнего состава бригады, собралось 3157 человек, примерно треть от прежнего состава. Немцы дают чуть большую цифру (почти 5 тысяч), но есть нюанс: это уже с влитой в состав бригады белорусской полицией и самообороной.

Как пишет Башилов: «Мы находились там с 1943 года до весны 1944 года. Территория автономной области здесь была меньше, чем раньше. Большинство населения составляли белорусы. Многие из них были призваны в РОНА. Здесь население было гораздо более дружелюбным к партизанам. Немцы задолго до нашего появления в этом районе оказались не в состоянии вычистить партизан и фактически смирились с существующим положением. При этом здесь они сожгли много деревень и совершили много расстрелов.

Части РОНА вновь были рассредоточены по селам района, но на более близком расстоянии друг от друга, чем раньше. Теперь, когда мы выдвигались на операции, мы оставляли определенное количество сил для обороны. Часто приходилось выдвигаться довольно далеко; однажды почти все соединение было брошено в бой под Лукомлем, где партизанам удалось нанести нам поражение; лишь наша артиллерия отступила почти без потерь. Зато был разгромлен наш бронетанковый батальон».

Давайте говорить прямо: не разгромлен, а, частично перешел на сторону партизан. У «каминцев» остались лишь 4 танка Т-34 и одно самоходное орудие.

Далее из того же источника: «В этой области еще сохранялись колхозы, но с нашим появлением они были распущены. Население приветствовало это, хотя и оставалось лояльным к партизанам. Семьям военнослужащих были выделены участки за счет бывшей колхозной земли. В Локте у нас имелись некоторые проблемы с точки зрения обороны и дисциплины… В Лепеле и Дятлово мы находились в составе 3-й танковой армии, командование которой поддерживало хорошие отношения с Каминским». Не все так было гладко.

Документы указывают: «…что многие бойцы и командиры бригады РОНА, эвакуированные из Локотского округа вместе с семьями..., не могут получить необходимый фураж для скота и продовольствие, а также сам Лепельский округ... не может стать базой формирования новых подразделений РОНА». «Переселенцам» здесь были явно не рады.

Прибывшие разместились на территории Лепельского, Сенненского, Чашникского и Бешенковичского районов Витебской области.

Сразу после прибытия в этот район бригада была задействована в противопартизанских мероприятиях, зачищая район к югу от оси Лепель-Чашники.

Следующая операция против партизан началась в декабре (4-15 декабря 1943 года). Самое любопытное, что бой шел в районе Докшицы, как раз в том районе, где на сторону партизан перешла еще одна «армия» (РННА), а, точнее «бригада Родионова» (Гиля), превратившись в «1-ю антифашистскую партизанскую бригаду». Фактически, две эти «армии» воевали друг с другом. Сюда же подключился печально известный Дирлевангер, суда же стянулись казачки и шуцманы с Украины.

Части РОНА пробили коридор Лепель – Докшицы, разорвав связь между «Ушачской партизанской республикой» и Борисовско-Бегомльским партизанским краем.

Следующая операция началась в январе. 25 января 1944 года, в порядке исключения (ибо «восточники» таких наград не получали), Каминский, в дополнение к полному комплекту наград «для восточных народов» получил ЖК 2-й степени, став 3-м «восточником» получившим эту награду (это потом все изменилось).

Затем последовали операции «Регенсшауэр» и «Регенфасс». Затем началась операция «Фрюллингсфест»

Тема борьбы РОНА с партизанами – предмет отдельного рассказа. Однако попытка создания Лепельского округа провалилась. Да, фронт здесь более-менее стабилизировался до лета 1944 г. Да, «каминцам» удалось потеснить партизан и взять под контроль ряд дорог и населённых пунктов и даже пополнить свои рады за счёт местных шуцманов (были влиты три батальона: два украинских и литовский), но, очень многие части разбегались или уходили к партизанам.

Цитирую: «В Лепеле восстание артиллерийской батареи было подготовлено партизанами. Шесть человек были повешены, от 8 до 10 — расстреляны: бунтовщики расстреливали тех, кто отказывался перейти к партизанам. Среди убитых было несколько офицеров».

К партизанам ушли бойцы второй артиллерийской батареи и зенитный дивизион. У «каминцев» остались только два 122-мм орудия 1-й батареи.

15 февраля 1944 г. Каминский отдал приказ о передислокации в район Дятлово (Гродненская область), рассчитывая на более лояльное отношение в Западной Белоруссии. Переезд затянулся. Части РОНА (а, точнее, Volksheer-Brigade Kaminski, как она фигурирует в документах) вместе с переселенцами отошли в Дятлово. До 1939 года эта территория частично принадлежала Речи Посполитой, в 1942 году в этом районе существовало гетто, но к моменту переселения «каминцев» население гетто было уже уничтожено, и переселенцев разместили в пустующих домах.

«Эмигрантские» авторы всячески подчеркивают, что никто из «каминцев» не перешел на сторону партизан. Например: «Мало кто из наших военнослужащих перебежал к партизанам; гораздо больше людей, напротив, перешли на нашу сторону».

В этой связи, возникает вопрос: почему численность «бригады» сократилась до 2 тыс. человек, и, куда делся ее последний (по номеру первый) полк. Он просто «растворился». Взамен в «бригаду» в Дятловском районе начался призыв «местных кадров», и набор отступающих казаков, полицаев, самооборонцев и шуцманов.

17-го июня 1944 года численность бригады достигла 4,3 тыс. человек, и бригада была переведена в ваффен-СС. Теперь бригада именовалась «Waffen-Sturmbrigade der SS "RONA"» (по-русски «ваффен-СС штурм-бригада РОНА»). Каминский стал Ваффен-бригадефюрером СС, Фролов ваффен-штурмбаннфюрером. Это мало что меняло, но теперь «каминцев» могли уже официально награждать ЖК и прочими немецкими наградами.

Но, тут, 22 июня началась операция «Багратион», и бригада была вынуждена вступить в бой. Г.Д.Белай пишет: «В Дятлово обстановка в этом смысле улучшилась. Мы регулярно получали награды — поначалу это были медали для «восточных народов», но в конечном итоге военнослужащие РОНА стали регулярно награждаться немецкими Железными крестами. В Дятловский район мы передислоцировались весной 1944 года, как раз к весеннему севу. Мы оставались там в течение всего лишь трех месяцев, а затем вынуждены были отступить на запад через Польшу в Нойхаммер».

Это не так. Вновь созданная «бригада ваффен-СС РОНА» была включена в «боевую группу фон Готтберга. Далее, с 22 июня 1944 года бригада встречается в документах… 50-й пехотной дивизии (командующий генерал-майор Хаус), только-только эвакуированной из Крыма. Бригада была подчинена этой дивизии.

К концу июля 1944 года бригада была отведена в район Ченстохова в 200 км от Варшавы. А, потом началось Варшавское восстание.