Сначала перескажу древнюю московскую легенду о Кулишках и чертях (по Снегиреву). А потом покажу дом, с этой легендой связанный, и расскажу его документальную историю!
О бесах в богадельне
«Кулижка» – это отдаленная часть пашни или покоса. В глубокой древности так были названы места вокруг Владимирской дороги, будущей Солянки. Потом поля поглотил город, и название Кулишки стало городским урочищем.
С ним связано благочестивое предание из жития преподобного Илариона (станет митрополитом Суздальским).
В 1666 году в женской патриаршей богадельне «на Кулишках, близ Иванова монастыря», стал безобразничать незримый бес.
Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепости; на печи, на полатях и углах стучал и гремел.
Дело дошло до царя Алексея Михайловича. В богадельню послали священников, но в ответ на их молитвы демон уличил молящихся в тяжких грехах. Никакого сладу с бесовской силой не было!
И тогда вызвали из пустыни смиренного Илариона, который пришел в богадельню с двумя другими иноками и читал молитвы семь недель. Было так жутко, что один из спутников Илариона, Марко («самовидец», рассказавший автору жития эту историю), чуть не пустился наутек и ночью
под шубу глубоко сокрылся.
После семи недель борения злой дух изнемог, перестал метать камни и кричать всякую чушь и в конце концов бежал из богадельни на Кулишках, сообщив преподобному Илариону свое имя. Как оказалось, демона звали Игнатий (sic!) и был он «княжеского рода» (ничего не попишешь: так гласит предание).
Эта история стала широко известна, и иногда предполагают, что именно отсюда появилось выражение «у черта на куличках». Кто знает?..
Ну а мы поставим неожиданный вопрос: о каком доме идет речь?
Где находилась богадельня, с которой 300 лет назад связывали благочестивое предание?
Кажется, дело безнадежно, словно поиски иголки в стогу сена. При нашем (неблестящем) состоянии источников – как разыскать отдельный домик, если это не боярские палаты? Однако не будем отчаиваться! Предание связывалось с
- богадельней;
- патриаршей
- женской;
- расположенной рядом с Ивановским монастырем.
Именно такая богадельня фигурирует в дошедших до нас документах с 1711 года (но, разумеется, могла возникнуть и намного старше). Она стояла рядом с церковью св. Владимира в Старых Садех, прямо напротив Ивановского монастыря. Должна была сгореть в 1737 году (когда этот квартал стал жертвой знаменитого Троицкого пожара) и вновь отстроиться, ибо в 1741 году тут все еще «призревали» тридцать немощных женщин от 48 до 84 лет.
Дальше становится «теплее»! Как показано в очерке о Владимирском храме из «Церковной археологии Москвы», в 1760 году старую деревянную богадельню заменили каменной.
Почти наверняка она стоит на старом месте, и мы можем сказать, на каком! Каменная постройка 1760 года, как я понял из «Церковной археологии Москвы», сохранилась.
Вот она:
Домик-крошечка
Итак, на фоне белой «ультрасовременной» части Исторической библиотеки, желтеет двухэтажный домик – незатейливый, 260-летний. Это Старосадский переулок №11/1с1.
Когда расформировали богадельню, я не знаю, но после пожара 1812 года тут жил дьякон при соборе (временно упраздненного) Ивановского монастыря. А в 1849 году двухэтажный домик передали духовенству Владимирской церкви.
Судя по чертежам, он был уже очень похож на современный, однако весь первый этаж покрывал руст. На кадрах 1913 и 1961 годов рустовка кое-где еще видна, в наши дни фасад – гладкий, как коленка, и почти ничем не украшен.
Хотя нет, появились рустовые столбы!
Судя по изображениям, участок слева от левого рустового столба, с одним окном, достроен уже в советское время.
В квартире у московского священника, век XIX
Наверху, в пятикомнатной квартире с окнами на запад и на юг, в 1850-х и 60-х жил многодетный священник Александр Гиляров. Виды на Кремль и на Замоскворечье открывались умопомрачительные! Художник-академик Аполлон Мокрицкий приходил сюда писать пейзаж, а дальнозоркий зять священника воображал, что различает часовую стрелку на курантах Спасской башни.
И все же переезд в центр города казался мальчику (сыну священника, мемуаристу Федору Гилярову) изгнанием из рая:
«Тяжело было из Поддевиченского почти сельского приволья попасть в самое пекло Москвы. Камень домов и мостовых, с их непрестанным грохотом, как-то давил на мозг. От духоты, пыли, жара, грохота голова шла кругом».
И это – в тихом переулке в 1854 году! Что бы запел мемуарист, очутись он в современной Москве?..
Чтоб протопить сырое помещение, купили пару новомодных чугунных «печей Реутовского».
«Между обеими печами началась усобица, не прекращавшаяся ни днем, ни ночью: каждая печь тянула воздух к себе; какая топилась жарче, та одерживала верх и вместе с комнатным воздухом тянула к себе дым и угар из другой».
Приход был маленький, священник еле-еле зарабатывал 1000 рублей, а детей много, так что сапоги у них просили каши. Когда автор воспоминаний стал студентом и, чтобы заработать, давал (без толку) уроки тупоумным гимназистам, он постоянно вспоминал крутившиеся в памяти слова сапожника:
– Нет, тут ничего не поделать: надо головки новые приставить!
Впрочем, Шекспир важнее, чем сапоги, а с интеллектуальной пищей у подростка было все в порядке. Рядом, в усадьбе Шнаубертов, была роскошная библиотека, и добрейшая старушка Шнауберт делилась с соседом всеми этими сокровищами. Попович радовался и читал запоем.
Отец, наверное, был гениальным педагогом, и Федор хорошо запомнил, как священник научил его писать сочинения (впрочем, потом никто другой этим способом не воспользовался).
Впрочем, отец Александр с этими талатнами пасовал перед своим необразованным псаломщиком Иваном Христофоровичем – старичком с громоподобным басом. Тот занимал первый этаж, под квартирой Гиляровых. Священник бился много лет, но не мог убедить собственного дьячка, чтобы тот в церкви не позорился и возносил молитвы при народе за имперАтора, а не за императОра.
Эпилог
Таково место, связанное с красивым московским преданием и с любопытными мемуарами. Что было тут после 1917 года, я не знаю (судя по кинокадру 1961 года – отделение милиции). Краеведы это здание не замечают и обходят молчанием. Это даже не объект культурного наследия!
Хотя, казалось бы, у нас не очень много домов середины XVIII века…
Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!
#история #москва #история москвы #старые дома #легенды #церковь #культура #краеведение #религия #достопримечательности