Найти тему

У черта на Кулишках, 1666 год… с каким домом связано московское предание о бесах?

Оглавление

Сначала перескажу древнюю московскую легенду о Кулишках и чертях (по Снегиреву). А потом покажу дом, с этой легендой связанный, и расскажу его документальную историю!

О бесах в богадельне

«Кулижка» – это отдаленная часть пашни или покоса. В глубокой древности так были названы места вокруг Владимирской дороги, будущей Солянки. Потом поля поглотил город, и название Кулишки стало городским урочищем.

С ним связано благочестивое предание из жития преподобного Илариона (станет митрополитом Суздальским).

Ивановский монастырь (все нынешние здания возведены уже в XIX веке). Фотография автора
Ивановский монастырь (все нынешние здания возведены уже в XIX веке). Фотография автора

В 1666 году в женской патриаршей богадельне «на Кулишках, близ Иванова монастыря», стал безобразничать незримый бес.

Этот демон делал старухам разные пакости, не давал им покоя ни днем, ни ночью, сбрасывал их с постелей и лавок, кричал им вслух разные нелепости; на печи, на полатях и углах стучал и гремел.

Дело дошло до царя Алексея Михайловича. В богадельню послали священников, но в ответ на их молитвы демон уличил молящихся в тяжких грехах. Никакого сладу с бесовской силой не было!

И тогда вызвали из пустыни смиренного Илариона, который пришел в богадельню с двумя другими иноками и читал молитвы семь недель. Было так жутко, что один из спутников Илариона, Марко («самовидец», рассказавший автору жития эту историю), чуть не пустился наутек и ночью

под шубу глубоко сокрылся.

После семи недель борения злой дух изнемог, перестал метать камни и кричать всякую чушь и в конце концов бежал из богадельни на Кулишках, сообщив преподобному Илариону свое имя. Как оказалось, демона звали Игнатий (sic!) и был он «княжеского рода» (ничего не попишешь: так гласит предание).

Иларион, митрополит Суздальский
Иларион, митрополит Суздальский

Эта история стала широко известна, и иногда предполагают, что именно отсюда появилось выражение «у черта на куличках». Кто знает?..

Ну а мы поставим неожиданный вопрос: о каком доме идет речь?

Где находилась богадельня, с которой 300 лет назад связывали благочестивое предание?

Кажется, дело безнадежно, словно поиски иголки в стогу сена. При нашем (неблестящем) состоянии источников – как разыскать отдельный домик, если это не боярские палаты? Однако не будем отчаиваться! Предание связывалось с

  1. богадельней;
  2. патриаршей
  3. женской;
  4. расположенной рядом с Ивановским монастырем.

Именно такая богадельня фигурирует в дошедших до нас документах с 1711 года (но, разумеется, могла возникнуть и намного старше). Она стояла рядом с церковью св. Владимира в Старых Садех, прямо напротив Ивановского монастыря. Должна была сгореть в 1737 году (когда этот квартал стал жертвой знаменитого Троицкого пожара) и вновь отстроиться, ибо в 1741 году тут все еще «призревали» тридцать немощных женщин от 48 до 84 лет.

Церковь св. Владимира в Старых Садех, фотография автора
Церковь св. Владимира в Старых Садех, фотография автора

Дальше становится «теплее»! Как показано в очерке о Владимирском храме из «Церковной археологии Москвы», в 1760 году старую деревянную богадельню заменили каменной.

Почти наверняка она стоит на старом месте, и мы можем сказать, на каком! Каменная постройка 1760 года, как я понял из «Церковной археологии Москвы», сохранилась.

Вот она:

Богадельня 1760 года, фотография автора
Богадельня 1760 года, фотография автора

Домик-крошечка

Итак, на фоне белой «ультрасовременной» части Исторической библиотеки, желтеет двухэтажный домик – незатейливый, 260-летний. Это Старосадский переулок №11/1с1.

Когда расформировали богадельню, я не знаю, но после пожара 1812 года тут жил дьякон при соборе (временно упраздненного) Ивановского монастыря. А в 1849 году двухэтажный домик передали духовенству Владимирской церкви.

Чертежи 1849 года
Чертежи 1849 года

Судя по чертежам, он был уже очень похож на современный, однако весь первый этаж покрывал руст. На кадрах 1913 и 1961 годов рустовка кое-где еще видна, в наши дни фасад – гладкий, как коленка, и почти ничем не украшен.

Хотя нет, появились рустовые столбы!

Богадельня, позже дом причта, фотография автора
Богадельня, позже дом причта, фотография автора

Судя по изображениям, участок слева от левого рустового столба, с одним окном, достроен уже в советское время.

В квартире у московского священника, век XIX

Наверху, в пятикомнатной квартире с окнами на запад и на юг, в 1850-х и 60-х жил многодетный священник Александр Гиляров. Виды на Кремль и на Замоскворечье открывались умопомрачительные! Художник-академик Аполлон Мокрицкий приходил сюда писать пейзаж, а дальнозоркий зять священника воображал, что различает часовую стрелку на курантах Спасской башни.

Москва на картине Аполлона Мокрицкого (тоже вид на Кулишки с Ивановской горки, но явно с другой точки, то есть картира - другая)
Москва на картине Аполлона Мокрицкого (тоже вид на Кулишки с Ивановской горки, но явно с другой точки, то есть картира - другая)

И все же переезд в центр города казался мальчику (сыну священника, мемуаристу Федору Гилярову) изгнанием из рая:

«Тяжело было из Поддевиченского почти сельского приволья попасть в самое пекло Москвы. Камень домов и мостовых, с их непрестанным грохотом, как-то давил на мозг. От духоты, пыли, жара, грохота голова шла кругом».

И это – в тихом переулке в 1854 году! Что бы запел мемуарист, очутись он в современной Москве?..

Новодевичий Монастырь. Картина Джозефа Андреаса Вайса (1852 год). В окрестностях монастыря жил Федор Гиляров, пока не приехал в Москву в тринадцатилетнем возрасте (1854 год)
Новодевичий Монастырь. Картина Джозефа Андреаса Вайса (1852 год). В окрестностях монастыря жил Федор Гиляров, пока не приехал в Москву в тринадцатилетнем возрасте (1854 год)

Чтоб протопить сырое помещение, купили пару новомодных чугунных «печей Реутовского».

«Между обеими печами началась усобица, не прекращавшаяся ни днем, ни ночью: каждая печь тянула воздух к себе; какая топилась жарче, та одерживала верх и вместе с комнатным воздухом тянула к себе дым и угар из другой».

Приход был маленький, священник еле-еле зарабатывал 1000 рублей, а детей много, так что сапоги у них просили каши. Когда автор воспоминаний стал студентом и, чтобы заработать, давал (без толку) уроки тупоумным гимназистам, он постоянно вспоминал крутившиеся в памяти слова сапожника:

– Нет, тут ничего не поделать: надо головки новые приставить!

Впрочем, Шекспир важнее, чем сапоги, а с интеллектуальной пищей у подростка было все в порядке. Рядом, в усадьбе Шнаубертов, была роскошная библиотека, и добрейшая старушка Шнауберт делилась с соседом всеми этими сокровищами. Попович радовался и читал запоем.

Усадьба Венедиктовых-Шнаубертов, панорама Яндекса (в последние годы реставрируется, и я не мог ее отснять)
Усадьба Венедиктовых-Шнаубертов, панорама Яндекса (в последние годы реставрируется, и я не мог ее отснять)

Отец, наверное, был гениальным педагогом, и Федор хорошо запомнил, как священник научил его писать сочинения (впрочем, потом никто другой этим способом не воспользовался).

Впрочем, отец Александр с этими талатнами пасовал перед своим необразованным псаломщиком Иваном Христофоровичем – старичком с громоподобным басом. Тот занимал первый этаж, под квартирой Гиляровых. Священник бился много лет, но не мог убедить собственного дьячка, чтобы тот в церкви не позорился и возносил молитвы при народе за имперАтора, а не за императОра.

Дом причта на фотографии 1913 года
Дом причта на фотографии 1913 года

Эпилог

Таково место, связанное с красивым московским преданием и с любопытными мемуарами. Что было тут после 1917 года, я не знаю (судя по кинокадру 1961 года – отделение милиции). Краеведы это здание не замечают и обходят молчанием. Это даже не объект культурного наследия!

Тот же дом на кинокадре 1961 года
Тот же дом на кинокадре 1961 года

Хотя, казалось бы, у нас не очень много домов середины XVIII века…

Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

#история #москва #история москвы #старые дома #легенды #церковь #культура #краеведение #религия #достопримечательности