Найти в Дзене
Вечером у Натали

Куда идёт человечество? (Рассказ - притча)

В бане остро пахло эвкалиптом. Дед, полагая, что эвкалиптовый пар – лучшее средство от всякой хвори, щедро полил эвкалиптовым маслом не только полки, но даже и пол в парной и в моечной. Усталые веники теперь отдыхали в большом эмалированном тазу, а трое парильщиков похожие на древних римлян в своих тогах-простынях, обнимающих тела с раскрасневшимися лицами, чинно восседали в предбаннике. На круглом столике перед ними стояла початая пластиковая бутыль с «Очаковским» квасом и старый ещё советский термос с мятным чаем.

- Ну что? - нетерпеливо заёрзал на лавке Дед. Маленький и щуплый, как гриб-сморчок, он, несмотря на возраст сохранял темперамент, и любопытство, присущее подростку. Покойница-жена, сокрушаясь о не в меру непоседливом характере супруга обычно говаривала: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Однако, поделать ничего не могла – Дед всюду совал свой нос и особенно его привлекали всяческие новинки прогресса. Почти всю жизнь он выписывал «Технику молодёжи», «Науку и Религию» и прочую дребедень, нанося существенный урон и без того скромной пенсии. Потом Прогресс совершил скачок - появились сотовые телефоны, компьютеры и Интернет. Дед, разумеется, захотел всё это освоить. Он пожертвовал подписками на любимые издания, но это, увы, не приблизило его к заветной мечте. Кредит тогда пенсионерам не давали, и Дед занял часть суммы в долг у старого армейского товарища, ныне дачного чиновника в отставке. Жена за голову схватилась, костерила на чём свет стоит:

- Уж сидел бы у телевизора и не рыпался. Как все умные люди делают. Пять программ! Пять! Обещают к Новому году десять! Чего ж тебе ещё не хватает? Лучше бы детям помог…

Дед не возражал, однако оставался непреклонен.

- За прогрессом, - говорил, - надо следить!

- Чавоо-о?! – всплёскивала полными руками жена, - Да ты хоть бы за собой следил.

- Нужно, - уклончиво повторял Дед, пощипывая свою смешную козлиную бородёнку.

- Тьфу, - плевалась жена, - старый ты, Дурак!

Дед не обижался. Что толку обижаться на непонимающего человека? Они с женой уже давно разговаривали на разных языках. Так и жили! Вот уже пятьдесят лет, между прочим, жили обычной семейной жизнью. Двоих детей подняли. Дочь уехала на Север, там и замуж вышла за нефтяника. Этот самый зять –нефтяник впоследствии и подарил Деду компьютер, а смартфон он уж сам спроворил. Сын осел неподалёку в областном центре. Работал на заводе, женился два раза и два раза разводился. В общем, всё у него было, как у людей.

Жена тихо угасла, и Дед остался один. Первое время тяжко было, хоть вой. Неприкаянный слонялся по дому. Жена в отличии от Деда размеры имела внушительные. Потому, может быть, горечь утраты ощущалась так сильно. Ясно ведь, когда мир теряет кого-то большого – потеря всегда заметнее и больней. Мамонт исчез – так до сих пор помнят, вон собираются по ДНК реконструировать даже. А комара – прихлопни? Никто и не заметит. Так рассуждал Дед, представляя самого себя комаром, а жену, соответственно мамонтом.

Со временем боль притупилась. Сын наезжал часто, не забывал старика. Да и Интернет, чего греха таить, помог здорово. Нет, не ошибся Дед, возлагая надежды на прогресс. Никакой телевизор и в подмётки не годился. Маленький ярлычок на тёмном экране всякий раз открывал ему волшебное окно в огромный, непредсказуемо прекрасный мир. Деду было уж далеко за семьдесят, но, так уж сложилось, что жизнь-то он прожил, а нигде так и не успел побывать толком. И в вузах не учился. Всю жизнь работал зоотехником. Стыдно сказать: на море и то всего два раза съездил. И вот на склоне биографии открылась-таки возможность – путешествовать на диване. И чем больше он смотрел, читал, слушал, тем больше понимал, как мало он знает об этом невероятном мире!

Сын приехал в этот раз не один, прихватил с собой старшего Внука. Парень вымахал выше отца. Плечистый, румяный – ни дать, ни взять Аполлон! Дед, видевший внука последний раз лет десять тому назад с удовлетворением, отметил действие эволюции. Сам он был так себе – метр с кепкой, сын – тот пошёл в жену, круглолиц и тучен, зато внук получился – красавец! Метр восемьдесят, не иначе! Да и нога – сорок пятого размера! Дарвин - умница, когда ещё просёк про наследственность и изменчивость! И вот изменчивость ярко продемонстрировала на внуке свою мощь.

И, конечно, Дед повёл дорогих гостей в баню, которую сам же лично истопил. И выбрал самые пушистые веники из молодой берёзки с дубовой и можжевеловой веточкой в серединке. И мятный чай заварил, как положено.

Они сидели теперь все трое, разомлевшие и усталые, потягивая, кто квас, кто чай. Деду ужасно хотелось поговорить, даже поспорить. А если уж говорить, то о самом главном надо! О чепухе бессмысленно, ведь завтра уедут и поминай, как звали, когда ещё свидятся и посидят вот так все втроём? Лет через пять… десять? Внук обещал приезжать почаще, но Дед-то был реалистом. Поэтому и решился обсудить тревожащий его вопрос сразу… После бани – хорошее время для задушевной беседы.

- Ну что? Как думаете насчёт будущего?

- Какого будущего, бать? – лениво поинтересовался Сын.

- Насчёт будущего нашего рода... человеческого. – важно уточнил Дед

Внук хохотнул, поперхнувшись квасом.

- А-а, бать, - понимающе протянул Сын. Он уже привык к великим, но пустым, на его взгляд, мудрствованиям своего старика, - чё мы можем думать? Ни чё. Нас это не касается. Нам бы своё прожить, - он погладил себя по белому животу, разделённому на две части тонкой полоской рыжеватых волос и налил в чашку чаю из термоса.

- А ты, что скажешь, внучек? – с потаённой надеждой Дед обратился к Внуку. По правде сказать, именно к нему, к Внуку и обращал он свой вопрос, ибо флегматичный характер собственного сына был ему слишком хорошо известен.

- Как думаешь насчёт будущего?

- Ну, я пока не знаю – снисходительно улыбнулся внук, - я только ведь на третьем курсе учусь.

- А всё-таки, - не унимался Дед, - столько, понимаешь, всего интересного происходит. Вон Илон Маск собирается из Марса делать резервную планету для человечества. А про нейронное кружево слыхал? Это такие чипы махонькие, как пылинки, - для наглядности Дед соединил два пальца – указательный и большой, будто бы удерживая пылинку меж ними, - и всё это в голову, в самый мозг человеку! Каково? И можно будет мыслями обмениваться на расстоянии! Как тебе это, а?

Внук от души рассмеялся. А Дед совсем оказывается не похож на отца – всегда хмурого, всегда смотрящего только прямо перед собой. Но тут отец подал голос.

- Было бы чем обмениваться. Всё это блажь и глупости, - сказал он, - Марс заселять? Чушь. На Марсе нет кислорода.

- О-о, этот вопрос уже решён! Нашли растения, которые способны выжить в условиях Марса. Будут растения – будет и кислород. А сначала в скафандрах поживут, - весело возразил Дед.

- Насмотрелся, - пренебрежительно сморщился Сын, - не нужен нам никакой Марс и чипсы не нужны, - он нарочно говорил "чипсы", а не "чипы"

Внук переводил взгляд то на Деда, то на Отца, не решаясь, впрочем, взять ничью сторону в споре.

- Чем на Марс смотреть лучше бы историю изучали, - степенно продолжил рассуждать Отец, - раньше жили без марсов и сникерсов и теперь проживём.

- Раньше мы и без тракторов жили. На лошадях пахали, а после войны и вовсе – на бабах, - горячо возразил Дед.

Пожалуй, слишком горячо, потому что Сын решил больше не связываться со стариком и молча пошёл одеваться.

Дед и Внук некоторое время сидели молча.

- Знаешь, внучек, - Дед всё-таки решил высказать давно им выстраданную мысль. Бывают такие мысли, которые нужно не продумать, а именно выстрадать, чтобы потом в самый подходящий для этого момент передать их другому, как эстафету.

- Вот что я хочу тебе сказать. Что бы ни было, верь в будущее! Не только в своё, но и в будущее всего рода человеческого. Ведь человечество оно, как и человек. Рождается растёт, умнеет, потом, наверное, будет стареть. Но нельзя ж развиваться назад, как нельзя юноше, такому вот как ты, снова стать маленьким. Вот оно и двигается вперёд. Рывками, толчками, падает и поднимается снова. И также, как отдельный человек ошибается, бывает. Но ищет, ищет свой путь! Именно свой, понимаешь? Вот ты ещё не знаешь, каким хочешь стать! Зато точно знаешь, каким не хочешь, верно? Пьяницей, не хочешь? Убийцей не хочешь, верно? Вот так и человечество. Оно тоже идёт своим путём…

- О кей, я понял, - похвалил Внук, - а, что в конце того пути?

- Этого не знает никто.

- Ого! Идём туда –не знаем куда! Круто!

- Зато интересно. Я вот, когда был маленьким, понятия не имел, где окажусь в старости. А у тебя всё впереди. Ты может статься и на Марсе старость встретишь.

- Ну вы, марсиане,- в дверь просунулась широкая физиономия отца, - айда ужинать!

Конец.

Иллюстрация - одна из пейзажных картин американского художника Гранта Хаффнера.

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!