Найти тему
ARTдилетант

Почему конь красный?

Оглавление
Яркий красный цвет мгновенно притягивает внимание. Кажется, что больше на картине ничего нет. Но если отвлечься от этого всепоглощающего красного, появляются детали и смыслы. Интересно, как Петров-Водкин писал эти образы: осознанно или по наитию?
Купание красного коня, 1912
Купание красного коня, 1912

Незамысловатая жанровая сцена: мальчики купают коней. Знакомое Кузьме Сергеевичу с детства занятие. Он вырос в небольшом городке Саратовской губернии и наверняка видел, как крестьянские дети купают коней. А, может, и сам участвовал.

Но оставим видимую простоту сюжета и посмотрим глубже.

Основы

Юноша такой худенький, даже хрупкий. Посмотрите на его тонкие руки. Но несмотря на свою видимую нежность и слабость, он управляет огромной махиной: конь-огонь, хоть и поглядывает искоса, но слушается. Удила натянуты, под копытом бурлит вода.

Купание красного коня (фрагмент), 1912
Купание красного коня (фрагмент), 1912

Это главные герои, другие фигуры заметно меньше, их художник убирает далеко на второй план.

Перспективу Петров-Водкин «сдваивает»: на коня мы смотрим сбоку, а на озеро – сверху. Линия горизонта закругляется, и перед нами уже какой-то нереальный, космический пейзаж. Хотя такое видение горизонта основано на его детских переживаниях:

…я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. … Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене.
Купание красного коня (фрагмент), 1912
Купание красного коня (фрагмент), 1912

Всадник

Точно не известно, кто этот юноша, но есть три версии.

Однажды осенью 1911 года ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показал наставнику свою картину, где как раз изображал купание коней. Кузьма Сергеевич картину раскритиковал. Однако позднее Колмыков писал в дневнике:

На этом красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее.

Есть и другая версия. В 1912 году Петров-Водкин написал племяннику Шуре Трофимову:

Картину пишу: посадил тебя на лошадь…

А третья версия совсем уже неожиданная. Есть мнение, что для картины позировал Владимир Набоков.

Так кто же на картине? Возможно, художник написал обобщенный портрет, не привязываясь к конкретному лицу…

Трехцветка

На картине явно преобладают три цвета: красный, синий и желтый. Эти же цвета характерны для русской иконы. Петров-Водкин восхищался иконописью, а как раз в начале ХХ века были восстановлены многие старинные иконы. Красный цвет – красивый, величественный. На иконах коней часто писали красным, что и перенес на полотно Кузьма Сергеевич.

Икона Святого Димитрия Солунского
Икона Святого Димитрия Солунского

Золотой и голубой – также базовые цвета иконописи. Юноша написан желтым-золотым, и, как на иконах мучеников, его голова слегка наклонена. Видится в его образе символ?..

На картине нет теней, изображения плоские, цвета не перетекают и не смешиваются. Нет перспективы и объемности. Как на иконе.

***

В советское время красный конь однозначно трактовался как предзнаменование грядущей революции и перемен. Сам же художник увидел в нем предчувствие Первой мировой войны.

Что это за конь-огонь? Кто этот хрупкий юноша с задумчивым взглядом? Почему конь его слушается? По-моему, эти вопросы переходят в разряд экзистенциональных… Как вы думаете?

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!