Яркий красный цвет мгновенно притягивает внимание. Кажется, что больше на картине ничего нет. Но если отвлечься от этого всепоглощающего красного, появляются детали и смыслы. Интересно, как Петров-Водкин писал эти образы: осознанно или по наитию?
Незамысловатая жанровая сцена: мальчики купают коней. Знакомое Кузьме Сергеевичу с детства занятие. Он вырос в небольшом городке Саратовской губернии и наверняка видел, как крестьянские дети купают коней. А, может, и сам участвовал.
Но оставим видимую простоту сюжета и посмотрим глубже.
Основы
Юноша такой худенький, даже хрупкий. Посмотрите на его тонкие руки. Но несмотря на свою видимую нежность и слабость, он управляет огромной махиной: конь-огонь, хоть и поглядывает искоса, но слушается. Удила натянуты, под копытом бурлит вода.
Это главные герои, другие фигуры заметно меньше, их художник убирает далеко на второй план.
Перспективу Петров-Водкин «сдваивает»: на коня мы смотрим сбоку, а на озеро – сверху. Линия горизонта закругляется, и перед нами уже какой-то нереальный, космический пейзаж. Хотя такое видение горизонта основано на его детских переживаниях:
…я увидел землю, как планету… Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. … Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене.
Всадник
Точно не известно, кто этот юноша, но есть три версии.
Однажды осенью 1911 года ученик Петрова-Водкина Сергей Колмыков показал наставнику свою картину, где как раз изображал купание коней. Кузьма Сергеевич картину раскритиковал. Однако позднее Колмыков писал в дневнике:
На этом красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее.
Есть и другая версия. В 1912 году Петров-Водкин написал племяннику Шуре Трофимову:
Картину пишу: посадил тебя на лошадь…
А третья версия совсем уже неожиданная. Есть мнение, что для картины позировал Владимир Набоков.
Так кто же на картине? Возможно, художник написал обобщенный портрет, не привязываясь к конкретному лицу…
Трехцветка
На картине явно преобладают три цвета: красный, синий и желтый. Эти же цвета характерны для русской иконы. Петров-Водкин восхищался иконописью, а как раз в начале ХХ века были восстановлены многие старинные иконы. Красный цвет – красивый, величественный. На иконах коней часто писали красным, что и перенес на полотно Кузьма Сергеевич.
Золотой и голубой – также базовые цвета иконописи. Юноша написан желтым-золотым, и, как на иконах мучеников, его голова слегка наклонена. Видится в его образе символ?..
На картине нет теней, изображения плоские, цвета не перетекают и не смешиваются. Нет перспективы и объемности. Как на иконе.
***
В советское время красный конь однозначно трактовался как предзнаменование грядущей революции и перемен. Сам же художник увидел в нем предчувствие Первой мировой войны.
Что это за конь-огонь? Кто этот хрупкий юноша с задумчивым взглядом? Почему конь его слушается? По-моему, эти вопросы переходят в разряд экзистенциональных… Как вы думаете?
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!