Найти тему
ГЕОРГИЙ КАВКАЗ

ЗАБРОШЕННАЯ ТУАПСИНКА и ВЕСЕЛОВСКИЙ МОСТ

В Краснодарском крае есть много интересного за пределами курортных зон, расположенный вдоль побережья Чёрного моря. В степной местности находится несколько необычных полуразрушенных мостов, являвшихся ранее частью железной дороги Армавир-Ставрополь. Местные жители называли этот участок "Туапсинка".

Рельсы и шпалы до наших дней не сохранились, сами мосты в достаточно хорошем состоянии. Внешне они напоминают древнеримские виадуки. Самым известным мостом является Веселовский, до которого удобнее всего добираться из Армавира.

История "Туапсинки"

За 2000 лет до н. э. по этим местам пролегал путь с Северного Каспия, низовий Волги и Прикалаусских высот к побережью Чёрного моря. Это было одно из направлений великого переселения народов. В разные времена здесь проходили сарматы, скифы и даже тюркские кочевые народы. Казаки в XVIII веке для защиты границ Российской империи выставили тут дозоры. В конце XIX века назрела необходимость прокладки железной дороги, которая способствовала бы развитию окраин государства. Первая дорога соединила Владикавказ и Ростов-на-Дону, никак не затронув данную территорию по экономическим соображениям.

-2

Строительство дорог в условиях сложной местности было очень дорогим, но по итогу приносило огромную прибыль. Монополистом на юге стало акционерное общество "Владикавказская железная дорога".

Период строительства и недолговременного существования железной дороги, имевшей в те времена стратегическое для страны значение, сопровождали различные драматические события. На этапе разработки проект "Туапсинки" попал к руководству Владикавказской дороги. Так ещё до начала строительства и введения в эксплуатацию появился серьёзный конкурент. В дальнейшем вся история развития "Туапсинки" шла под знаком жёсткой и далеко не всегда честной конкуренции.

-3

Строительство было начато в 1903 году. Сначала первоначальный капитал принадлежал иностранным и российским банкам. Позже эмитировали акции, держателями которых стали проживавшие в Кубанской и Ставропольской губерниях казаки, купцы и крестьяне. Для них строительство "Туапсинки" имело огромное значение, поскольку отправлять товары и зерно в другие города по Владикавказской дороге было неудобно и очень дорого. Дорогу в обиходе стали именовать хлебной, поскольку планировали возить по ней хлеб и зерно. В 1915-ом был введён в эксплуатацию первый участок протяжённостью 236 км. Он соединил Туапсе и Армавир. В дальнейшем от него проложили ветки до Лабинска и Майкопа. Поезда начали курсировать двумя годами позже.

При строительстве были использованы инновационные для того времени технологии, применялись американские экскаваторы весом 100 тонн. За основу взяли проекты каменных мостов с арочными пролётами. Мосты дели из железобетона. Проектировщиков пригласили из Бельгии и Германии. Часто можно услышать, что мосты называют немецкими.

-4

На самых сложных и ответственных скальных работах и на прокладке тоннелей трудились турки и греки. В связи с Первой мировой войной имел место серьёзный отток квалифицированных иностранных рабочих. Начались перебои с поставками технологического оборудования и взрывчатки. Однако строительство не останавливалось. В 1916-ом году "Туапсинку" признали стратегически важным объектом. И пошли первые поезда со ставропольской пшеницей, которую после отправляли морем в другие страны.

Срок окончательной сдачи объекта поставили на апрель 1917-ом. На тяжёлые работы стали привлекать военнопленных. В назначенному времени успели, что ознаменовалось торжественным открытием моста в Весёлом. По нему проехал поезд, украшенный транспарантами. В сложнейших геологических условиях удалось построить дорогу общегосударственного значения, которая способствовала ускорению освоения побережья Чёрного моря и развитию нефтяных промыслов. Каждая верста обошлась в 80 тыс. рублей серебром.

-5

Сильнейший урон "Туапсинке" нанесла Гражданская война. Именно здесь происходили самые ожесточенные сражения с использованием бронепоездов. Важнейшие узловые станции и объекты инфраструктуры неоднократно переходили из рук в руки. В 1922-ом участок железной дороги закрыли и никогда не восстанавливали. А рельсы и шпалы увезли для строительства другого железнодорожного полотна.

Настоящее время

На маршруте было 40 мостов и виадуков, перекинутых через овраги и реки. Часть мостов сохранились до наших дней. Самым высоким мостом на участке был Веселовский. Он хорошо сохранился до наших дней. Конструкция целиком отлита из бетона. Каждую арку, поддерживающую железнодорожное полотно, изготавливали отдельно. На мосту был единственный путь и узкая дорожка для пешеходов. До 1996-го года по нему ходили паровозы. Здесь можно встретить довольно много туристов и поклонников скалолазания. А во время проведения ралли "Шёлковый путь" мост используют как трибуну для зрителей.

Необычная достопримечательность находится в Успенском районе Краснодарского края, всего в 3 км на север от хутора Весёлый. От Армавира на автомобиле можно доехать всего за 1 час. Также до хутора Весёлый ходят автобусы.

Потрясающий пляж на КМВ. Малинка

Всем хорошего настроения и приятного просмотра, друзья! Спасибо за ваши лайки 👍 ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш канал "GEORGY KAVKAZ VLOG" в YouTube!! https://www.youtube.com/channel/UCA4cyaYaDP97beyHqBd2L5Q