Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Мне всё понятно про искусство

В юности искусство казалось мне чем-то таинственным, возвышенным, высокодуховным, почти непостижимым. Как будто никто точно не знает, что означает быть настоящим талантливым художником, а в особенности никто не знает как таким художником стать. Вернее все преподаватели живописи, рисунка, и особенно истории искусств — казалось, все они знают некую тайну, но не могут её раскрыть. Как будто им не хватает слов и они не могут выразить, чем высокое искусство отличается от детского творчества, чем гениальная картина отличается от просто хорошей картины, и чем великий художник отличается от обычного.

Я идентифицирую себя как художницу уже примерно 7 лет, хотя изобразительной деятельностью активно занимаюсь ещё со школы. Где-то с 2016-го я развернулась снаружи вовнутрь, чтобы встретиться с собой — я начала изучать саму себя, и около трёх лет прошло с тех пор, как я поверила в то, что я и есть настоящий художник. Искусство уже не кажется таким таинственным; Его тайны кажутся мне разгаданными.

Что я поняла, пока проходила этот путь?

Поняла, что не существует никаких великих художников, точнее, не существует величия как качества личности. Величие — это то, что создают другие люди вокруг личности отдельно взятого человека, который скорее всего талантлив, который скорее всего посвятил много времени творческому самовыражению и творческому поиску, однако это не делает его каким-то шибко особенным. Особенным его делает случайное совпадение нескольких условий.

Допустим, у нас есть масса талантливых людей, занимающихся творчеством. Дальше можно представить это как фильтр. Те из них, кто не справляется с остальной жизнью или не находит достаточно времени на творчество, отсеиваются.

Те из оставшихся, кто недостаточно много занимается творческим поиском и осмыслением законов творчества, а например остаётся удовлетворённым техничной работой или останавливается только на коммерческих заказах, как правило отсеиваются.

Те из оставшихся, кто не находит собственный уникальный язык выразительности, а продолжает кому-то подражать, как правило тоже отсеиваются.

Остаётся небольшая группа художников, верно?

Из этой группы максимально успешным художником своего времени станет тот, кто сумеет себя презентовать, продвинуть, продать, донести своё искусство до искушённого зрителя, до галеристов, и убедить их в том, что его искусство действительно стоящее, уникальное и великое.

Кого-то случайным образом выберут сами галеристы, и если он не упустит счастливый случай и не разочарует, то обретёт свой максимальный успех.

А чьё-то творчество будет резонировать с модными трендами, витающими в обществе, с общественным запросом. Если галеристы сочтут его достойным, то это тот же успех для художника.

Кто-то напрямую привлечёт к себе внимание влиятельных персон (как Никас Сафронов) или будет эпатировать толпу до тех пор, пока не привлечёт наконец к себе чёртовых галеристов (как например было у Яёи Кусамы).

В конечном счёте получается, что зачастую в изобразительном искусстве успех или не успех художника зависит от галеристов! От их субъективных вкусов и от их идей по поводу того, что и под каким соусом можно или нужно продать. Конечно, галеристы что-то понимают в искусстве, но я думаю, что в конечном счёте действительно понимать искусство можно только занимаясь им. Вот почему художников-новаторов как правило не замечают галеристы, а сначала их выдающийся талант и передовую мысль видят другие художники, и лишь потом, если повезёт, кто-то влиятельный “даст добро”, и тогда все начнут твердить: “гений, гений!”

Так было, например, с Гауди. Первоначально почти никто не принимал его творчество.

Так было с Гогеном. Только после смерти Поля люди умудрились таки разглядеть его дарование и влюбиться в его полотна.

Я сама обожаю картины Гогена, однако полагаю, что существуют тысячи других художников, кто не хуже него видит и передаёт гармонию, настроения и эмоции на своём собственном уникальном языке выразительности. Однако величие приписывают одному из тысяч.

Из всех многочисленных достойных художников в истории нашей культуры лишь немногие обладали уверенностью и коммерческой жилкой, хотя я думаю, что эти качества не так часто встречаются и среди обычных людей. Здесь же нужно не только верить в своё дело или свой продукт, чего достаточно купцу или предпринимателю. Здесь нужно верить в собственный талант, ум, виденье мира и понимание искусства. С учётом всеобщей мистификации и превознесения искусства до чего-то ангельски-непостижимого, немногие найдут столько самоуверенности, чтобы идти в мир, заявляя о своём таланте, и ещё меньше тех, чей талант сможет заметить нужный человек.

Поэтому при жизни мало кому удаётся доказать обществу “величие” своего таланта. То ли дело после смерти — тут чем большим в жизни человек пожертвовал ради искусства, тем лучше. Чем большим маргеналом или психом он был, тем известнее станет его имя.

Короче, надо брать пример с успешных при жизни: с Пикассо, с Матисса, с Дали. Особенно с Матисса, он был не только обеспеченным, но и вполне счастливым художником без особых драм и скандалов в жизни.

Продолжение следует…

Делайте репосты в соц. сетях и добавляйте меня в закладки. Подписывайтесь на телеграм https://t.me/polinabotticelli или блог вк, где я публикую больше материала, чем здесь: https://vk.com/psy_artist

Автор: Полина Йоркувайт