Найти в Дзене
Рыночный пазл

Ребят, Я АФК, потом догоню

Оглавление

О чем речь?

В конце прошлого века страны Азии и ЮВ Азии процветали. Активно развивался туризм, строительство, промышленность, некоторые страны даже становились финансовыми и банковскими центрами. Но в 1997 году очень много сломалось в этом регионе. Последствия и эхо были заметны даже в других частях света.

Странно, что буквально за пару месяцев до обрушения экономик прогнозы по росту ВВП на тот год этих государств были выдающимися - около 10% по каждой из стран. И как гром посреди ясного неба - Азиатский Финансовый Кризис.

Одними из главных причин того беснования называют перекредитованность стран и плохие инвестиции. Абсолютно справедливое мнение. Но оно не объясняет, почему всё случилось так внезапно. Плохими кредитами можно подчеркнуть масштаб проблем, но не глубину. Ведь, по-моему, именно откуда-то из глубины тянутся нити кризиса, который так удачно задел ЮВ Азию, страны СНГ, Южную Америку и, конечно, США.

Другими словами, я считаю, что глубина падения Азии вызвана не потерей инвестиционной привлекательности, а потерей инвестиционного аппетита у развитых стран, которые могли бы, да, реструктурировать кредиты и влиять на заемщиков своими условиями. Или еще вариант - вдруг ЮВ Азия - козлы отпущения, необходимые жертвы для процветания Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Тайвань)?

Стоит отметить - я не рассматривал регуляторные особенности и стандарты, на самом деле. Точнее, я их тут не описывал, но вскользь ознакомился, потому что считаю, что законы меняются по желанию тех, кто хочет заработать. Да, в тех странах финансы и инвестиции еще почти не регулировались нормально, что и вызвало переполох с отчетами, балансами и всем остальным. Но не думаю, что чьи-то толстолобые и близорукие политики и бухгалтеры могли спровоцировать один из массивнейших финансовых кризисов на нескольких континентах. (Хотя могли, конечно, любое государство - якорь цивилизации современности.)

Что случилось?

Общепринятой датой начала кризиса в активной форме считают 2 июля 1997 - день, когда в Тайланде приняли решение отвязать местную национальную валюту от доллара. Это спровоцировало каскад распродаж активов, валют развивающихся стран и всякое такое. Заметно от панических распродаж пострадали именно страны Ю.В. Азии - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины и, как ни странно, Южная Корея. Среди остальных бесноватых стран были Китай, Япония, Тайвань, Сингапур, Гонконг и еще пара соседей. Из-за проблем в этих странах мировые товарные и финансовые каналы серьезно надломились, что вызвало потом кризис в СНГ (в частности, дефолт России), в Южной Америке (например, вечно дефолтная Аргентина) и даже в США (LTCM и все причастные к Азии). Капитал резко вернулся из развивающихся стран в развитые.

Благополучно, после самого настоящего панического набега на финансовую систему Азии, страны довольно быстро восстановились от такого ужасающего масштаба кризиса. Большинство стран уже в 1999 году более менее оправились. Хотя, разумеется, отголоски тех лет до сих пор заметны.

Здесь я не планирую описать вообще весь кризис, так как считаю это невозможным уже, особенно без прямого доступа к жителям тех стран, которые пострадали, и их историям. Здесь я собираюсь разобраться, почему одни страны так сильно залетели, другие - нет, и почему АФК “легко” прошел, в отличие от GFC-2008. Что именно их отличало, когда происходило произошедшее.

Начнем с цифр - что изменилось?

Любой финансовый кризис вызывает не локальные трудности, а прямо общечеловеческие. Давайте взглянем на некоторые из них.

Вот для Южной Кореи, которая, мягко говоря, уже была не самым лучшим место для жизни, в те годы намучилась еще больше:

Выше - график безработицы.
Выше - график безработицы.

Мгновенная вспышка на “ровном месте”. И потом вернулась более менее на средние значения, хоть и повышенные, если учитывать с 1985. Но почему?

-3

А это график банкротств компаний. 14 из 30 мегакорпораций канули в небытие (например, Hanbo, Sammi, Jinro). 38% всех финансовых организаций тоже (многие пострадавшие банки потом были поглощены западными, как Korea First Bank). Вот представьте, что, скажем, “Северсталь” или “АльфаБанк” исчезнут. Вот таков был масштаб обвала. А график…Мгновенный взлет до небес, но и такой же мгновенный спуск на уровни ниже. Рынок, видимо, очистился и консолидировался. Но как-то всё очень быстро опять.

-4

А это немного необычный график - фертильность женщин. Да, тренд на снижение там был уже давно, крутое пике тянулось со Второй Мировой, но видите, в 1980-1990- была попытка что-то подправить/изменить траекторию? Этот этап сошел на нет уже в середине 1990-ых, а после и вовсе обрушился вновь.

График фертильности, как и рождаемости много сообщает нам о состоянии корейцев - как финансовом, так и психическом. Лично я так это всё понял: психически они все уже были измотаны к 1990-ым, к 1997 они вымотались финансово - отсюда такие результаты.

Хватит об этом, думаю. Че там по кризисам? Как нам сейчас уже известно, вся проблема была, как обычно, в долларах и долгах. Как будто в мире бывали какие-то еще другие проблемы… Так вот, какие еще доллары? Это же Корея. Фишка в том, что до 1990-ых корейская вона была привязана к доллару. Но по мере роста экономики и самой важности Кореи в мире правительство и их ЦБ стремились сделать свои финансы более открытыми миру - потому к 1997 корейская вона была привязана к валютной корзине. Другими словами, курс валюты не был в свободном плавании. А значит и монетарная политика страны была в некоторой зависимости от монетарной политики других стран. Какие же это страны? В первую очередь, США. Во вторую, думаю, Япония. Это важно, потому что Япония - прокси США в Азии.

С тем, что происходило в 1990-ые в США, мы рассмотрим позже. Хотя они, скорее всего, главные виновники, но надо сначала рассмотреть именно место преступления.

Итак, США и Корея. Разумеется, это были годы Азиатского экономического чуда, которое росло на деньги западных стран. В основном это был доллар, конечно же. Он принимался везде. А если у страны, как у Кореи, еще и жесткая валютная привязка, то это, по сути, нейтрализует валютный риск. Грубо говоря, можно думать так:

  1. Если доллар = 900 вон;
  2. То можно занять у США или Японии (или Гонконга, Сингапура, Тайланда) 1 доллар без риска потерять в вонах;
  3. А у себя дома перевести этот доллар в воны и раздать местным компаниям;
  4. Потом эти компании тебе отдают 900 вон;
  5. Конвертируешь их обратно в доллар и возвращаешь международным банкам;
  6. А сам живешь на комиссиях со сделок;
  7. Профит.

Казалось бы, всё просто. Но есть загвоздка - процентная ставка, как корейская, так и американская. В начале 1990-ых США отходили от спада в экономике, потому у них была “низкая” ставка - около 3%. А в Корее в то время ставка была около 5%. Другими словами, кредиты были дешевле в США, а в Корее доходность была выше на точно такой же капитал (курс же фиксированный). Поэтому в 90-ые западный капитал продолжал вливаться в Корё большими объемами. И, конечно же, в виде кредитов. Особенно краткосрочных. То есть, с одной стороны в Корее всё хорошо - к ним в руки идет весь избыточный капитал мира, еще и валютный. Но с другой стороны, из-за относительно высоких ставок в самой Корее, надо обеспечивать более высокую доходность и проценты по этим же кредитам. Вот такая заминочка. Но это не проблема. Лишь особенность высоких процентов.

Трудности начинаются, когда отдавать старые кредиты или получать новые (например, чтобы закрыть старые) становится почему-то сложно. Тогда ценность валюты возрастает. А если у банков или компаний нету резервов валютных, то они бегут за ними в ЦБ страны, опустошая национальные резервы и раскачивая лодку монетарной политики.

В случае Кореи ситуация с резервами была страшненькой. Резервы могли бы закончиться очень быстро, за 2-3 года, если б так всё продолжилось.

-5

Там у них всего было около 40 млрд долларов, но в 1997-1998 пришлось расходы резервов завернуть и отпустить вону в свободное плавание, что, само собой, вызвало кучу других проблем. Да, произошла девальвация, неконтролируемая. Хотя это было просто попытка рынка сбалансировать всё - весь мир нуждался в долларах, Корейская республика нуждалась в них больше остальных. Потому все с радостью избавлялись от вон.

-6

Так что, это не девальвация, по сути, а просто долларовый голод, традиционный для мировой экономики.

Казалось бы, такая штука должна была остановить осушение резервов и нормализовать ситуацию. В принципе, да. Так оно и случилось, но сначала из-за обесценения воны импорт сырья стал оооочень дорогой. А экспорт подешевел, конечно же, что сделало его более привлекательным для других стран. Но почему же были новости, что крупнейшие компании-гиганты-экспортеры, как Samsung, Kia, Daewoo испытывали проблемы с долгом? Да такие, что некоторые из таких больших предприятий были проданы иностранцам. Скорее всего, это опять была нехватка долларов. Местные банки, уже испытывавшие евродолларовую проблему, не могли выдать новые займы, чтобы помочь корпоратам. Потому, очень вероятно, те и сели в лужу. Короче, с моей колокольни видно, что банки перестали выдавать валютную ликвидность домашним компаниям, и сами стали получать значительно меньше долларов от иностранных банков и фондов. В конце концов, кризис был финансовым, а не производственным. Даже Международный Валютный фонд вмешался и начал скидывать деньги корейской финансовой системе. Зачем? Как я и сказал, резервы опустошались. А это могло привести к суверенному дефолту. Уж эта проблема потребовала перестройки всей страны и более того. Забавно, да? Одна из мощнейших экономик мира чудом избежала дефолта с помощью западных фондов, которые всё и спровоцировали.

И в доказательство этому - что именно банки Кореи залетели как никто другой в стране - вот эта таблица.

Источник - МВФ, честное слово.
Источник - МВФ, честное слово.

Просто загляденье! Почти весь внешний долг был в иностранной валюте (по сути, доллары). Краткосрочный долг уже в 1994 был огромный, в сравнении с долгосрочным. А в 1996 и вовсе почти догнал его. Абсолютно нездоровая ситуация. Она станет еще менее здоровее, когда заметим, что реально доступные резервы в 1997 составляли жалкие 9,1 млрд долларов, пока короткий долг - почти 64 млрд долларов. А теперь посмотрим, кто больше всех должен был? Разумеется, банковский сектор. Вот у них короткий долг был больше длинного почти все эти годы. С одной стороны, это просто ужас для такой маленькой страны, без ресурсов, со стареющим населением. Но, ей богу, как много денег они делали, раз могли, хоть и на время, позволить себе такие риски…

После 1997 долги благополучно снизились. И очень даже заметно. Особенно для банковского сектора, которому как будто по лбу дали. Более того, объем долгов снижался прямо до 2000-го. Почему? Ведь страна же восстановилась уже в 1999-ом? Разве нет? Страна могла восстановиться, но мировая монетарная система - евродолларовая - еще нет. Она еще не функционировала, как я полагаю. Новых кредитов Корее едва ли выдавали. Не потому что она учудила, а потому что внезапно в мире, в теневой банковской системе стало не хватать денег, а именно хороших кредитов (для залога), чтобы сами банки могли идти на риск и давать деньги на различные проекты в реальном секторе экономики.

К слову, да, выше только что был минивывод. Но это не завершение истории, а лишь её часть. В ближайшее время (или опять в течение месяца) я продолжу цикл уже историями, судя по плану, о Западе - ведь именно с них всё началось и на них всё закончилось. Евродолларовая система могла сломаться уже именно у них.