Найти тему
Ульяна Новикова

Посттравматический стрессовый рост.

Ф. Франкл
Ф. Франкл

-2

В. Шаламов
В. Шаламов

Все знают про ПТСТР (Посттравматическое стрессовое расстройство). А вот про рост говорят меньше.

В 20 веке много судеб людей было сломлено репрессиями и лагерями. Причем вины людей там не было, они просто попали под маховик времени. Сейчас я приведу две цитаты от двух людей, которые прошли через это:

«Убежден, что лагерь — весь — отрицательная школа, даже час провести в нем нельзя — это час растления. Никому никогда ничего положительного лагерь не дал и не мог дать.» В. Шаламов.

«Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

Если жизнь вообще имеет смысл, то имеет смысл и страдание. Страдание является частью жизни точно так же, как судьба и смерть. Страдание и смерть придают бытию цельность.» В. Франкл.

Как видите два очень разных подхода. При этом они оба писали одно и тоже о том, что выживают и не ломаются те люди, у которых есть вера и идея. Шаламов писал про «религиозников», Франкл про тех, кто имел смысл, ради которого жить.

Оба и Франкл и Шаламов прошли через ужасные лагеря. Но выводы они сделали разные. И судьбы после лагеря разные. Франкл основал направление логотерапии, А Шаламов писал, по сути, про тоже самое, про ужасы и насилие и умер в доме престарелых. Думаю, что и на душе у них было сильно по-разному.

Еще один пример жизни после лагеря. Академик Баев Александр Александрович. Из семьи промышленников, то есть уже с начал революции он попал из обеспеченной жизни в ад, перемалывающий «бывших». Был арестован 2 раза в 1937 году и отправлен ан Соловки, и в 1949 году. При этом он смог стать академиком, героем соц. труда. Лауреатом госпремии и дожить до 1994 года сохраняя светлый ум.

Я прикрепила тут фото всех троих. У Франкла, Баева и Шаламова совсем разные глаза. Первые два нашли смысл и силу жить после того, что сними случилось. Шаламов смог только доживать.

Кстати, именно Баев дал мне толчок к жизни после развода. Бывший муж почему-то даже когда мы разошлись играл с какую-то садистическую игру в «мы цивилизованные люди и после развода сохранили хорошие отношения», хотя было видно, что я пути в нехорошее, и устраивал «воскресные обеды» в ресторане «Черетто», куда приглашал меня, детей и мою маму. (Подозреваю, что  как тот варан из истории с анекдот ру таскался за мной и наблюдал за эффектом.) Я была в шоке, не в себе, прибитая пыльным мешком всего этого и какое-то время туда даже ходила. На одном из обедов мама рассказала про Баева. И у меня всплыла мысль. А ведь можно 20 лет отсидеть, потом выйти на свободу, стать академиком и жить полной жизнью.

Именно эта мысль меня и подтолкнула с осознанию, чем был мой брак в последние годы, кто такой милый с лысинкой предо мной, что я про него думаю и куда я теперь пойду. И поддерживала потом.

Что происходит человеком. Который пережил что-то очень тяжелое? Я не сравниваю себя в теми, кого описываю. Но меня мой брак и развод разрушили до того. Что у меня было три пути: в окно, навечно в объятья психиатра на сильные лекарства, либо совершить некий рывок, понять в чем там смысл и для чего я живу, кто я, в чем мое предназначение, мои страхи – это я или нет, мир стоит того, чтобы жить?

Мне надо было переделать свое восприятие жизни и то, что мной движет и жить базируюсь на чем-то что я раньше я не видела. Или остаться в том, в чем я жила, то есть в смысловой и жизненной «тюрьме». Выбор то не большой. По сути, между жизнью и доживанием.

Если получается после случившегося встать и увидеть в жизни смысл, то есть сказать жизни «да», то получается постравматический рост. Тогда в результате не только восстанавливаешься на предшествующий уровень, но и превышаешь этот уровень адаптации. И еще ..эти изменения качественно трансформируют. Просто на прошлом опыте и моделях мышления и поведения в такой ситуации жить полноценно не получится. Нужен новый.

Я не могу сказать, что сейчас сижу на вершине Эвереста смыслов ножки свесив, но по меньше мере мне хочется жить и разбираться этом. Хоть иногда я устаю и решаю, что смыла нет, остановите планету, я сойду, но потом вспоминаю людей, которые мне показали, как можно жить и прихожу в себя.

Так что не стоит про это забывать, когда не видно смыла в происходящем. Смыл есть и это возможно. Вот только ответ на то, что для человек смысл его жизни всегда только личинный. Он относится только к этому конкретному человек, его жизненной ситуации и его пути. Его невозможно получить извне в готовом виде. А если ты «знаешь «зачем», ты выдержишь любое «как»».