Найти в Дзене

Ужасный онлайн

Вот что самое сложное в онлайн занятиях? Сама их дистанционная форма.

С одной стороны, дистант жутко удобен при обучении. Многие уже распробовали, каково это - не тратить время на дорогу, просыпаться попозже, заниматься, когда можешь.

С другой стороны, есть куча подводных камней. Как для студента, так и для преподавателя. Студенту нужно иметь хорошую самомотивацию, чтобы заставить себя сесть за компьютер и работать (а не увлечься развлекательным контентом). И даже мотивированный студент на очном практическом занятии сделает больше, чем на дистанционном.

Глазами преподавателя это выглядит так. Подключаются студенты: 1-2 включились вовремя, еще 2-3 - через несколько минут. Потом еще приходят, и еще. Последний может заглянуть за полчаса до конца занятия. Преподаватель мало что может с этим сделать. Студенты физически находятся за морями-океанами, к тому же у них всегда есть какая-то причина: компьютер не работает, интернет выключили, мама в магазин повела, спал и т.д.

На очные занятия иностранцы тоже опаздывают, но в значительно меньших объёмах. Всё-таки подключение к видеоконференции воспринимается как такое незаметное действие. Все равно что прошмыгнуть в переполненную лекционную аудиторию. Несмотря на то, что все они взрослые люди, и понимают, что их отсутствие на онлайн занятии в малокомплектной группе РКИ более чем заметно.

Дистанционный формат дает студенту возможность «спрятаться»: не включать камеру (можно ведь соврать, что камера не работает, или даже честно сказать: «Не хочется»). В прошлом году у меня были студенты, которых я увидела только через 3 месяца курса, когда они стали прибывать на очное обучение. До этого я даже не знала, как мои студенты выглядят. Они отвечали, выполняли разные задания, но упорно отказывались показать себя.

Для некоторых возможность не включать камеру - это создать видимость присутствия. Так как наши занятия полностью интерактивные, отсутствие студента, конечно, сразу бывает заметно. Но доставляет неудобства преподавателю.

Каждый раз, когда я безуспешно пытаюсь призвать к ответу какого-нибудь Абдуллу, вспоминаю анекдот.

Дистанционные занятия похожи на спиритический сеанс:
- Маша, ты с нами? Маша, ответь, если ты нас слышишь.

Студенты могут подключаться к конференции из самых неподходящих мест: гуляя по торговому центру, помогая маме в уличном ларьке, возвращаясь откуда-то на машине. Одна Африканская студентка, не то что видео, даже звук не включала, потому что на заднем фоне шумел разноголосый хор большой компании. Это было почти каждое занятие несколько месяцев подряд. Однажды я спросила, сколько человек рядом с ней, она сказала, пятнадцать. Преподаватели химии девочку жалели: бедняге негде уединиться, чтобы позаниматься. Когда она выходила на улицу, мы слышали шум машин и лай собак. Тихо было, только когда она выходила на связь из салона автомобиля.

Дистант дает большие возможности не учиться, а создавать видимость учебы. Правда, видимость результата могут создать не все. И любой подлог вскроется, как только студент вживую переступит порог университета.

И, наверное, самое плохое, чего лишены иностранцы, изучающие русский язык на дистанте, - возможности увидеть и почувствовать Россию изнутри.

Изучаем историю Сибири. Тобольский тюремный замок. Зима. Иностранцы из тропиков стоически терпят мороз.
Изучаем историю Сибири. Тобольский тюремный замок. Зима. Иностранцы из тропиков стоически терпят мороз.