Найти тему
Николай Николаев

Сегодня противостоят друг другу не экономики и не политические системы, а вера и религии.

Прибалты воюют против советских памятников солдатам-освободителям, Зеленский призывает запретить российским гражданам взъезжать в ЕС «пока не изменят свою философию», призывы к «защите ценностей», которые звучат сейчас каждый день от лидеров самых разных стран, наконец, покушение на философа, жертвой которого стала его дочь. Все это свидетельства того, что сегодня идёт битва не вокруг экономического или политического влияния, а битва за Идеи, в которые мы верим!

Современную цивилизацию и процессы, происходящие в ней, чаще всего описывают в категориях политических, экономических или категориях культуры. Правые или левые, либерализм или консерватизм, демократия или тоталитаризм, свободный рынок или плановая экономика, культурные традиции и национальные особенности…

При этом, говоря о движущей силе, толкающей людей, бизнес и страны принимать те или иные решения, совершать те или иные поступки, упоминают прежде всего экономические мотивы, материальные интересы, реже - личностные устремления, такие как жажда признания, лидерство, чувство собственного достоинства или защищенности. Конечно, все эти побудительные мотивы исключительно важны. Но что их делает таковыми?

Почему кто-то жизнь свою готов отдать за «свободу» тех, кто почему-то, этой «свободы» категорически не хочет? С какой стати одни, ради незначительной выгоды, готовы убивать и калечить, не видя в этом ничего предосудительного, тогда как другие, скорее, умрут сами от голода, чем нанесут вред ближнему и отнимут у него даже непоследний кусок? Степень рациональности человека и человечества сильно приукрашена. Нами по-прежнему движет не расчет и даже не сиюминутные желания, а те ценности, в которые мы ВЕРИМ. Те самые понятия, которые можно свести к простой конструкции «что такое - хорошо, а что такое - плохо».

Речь идет не о «хорошо» или «плохо» для конкретной личности, что подразумевает возможность договориться или попытаться попросту избежать наказания, а о категориях абсолютных, с которыми не договоришься, от которых не спрячешься. Речь идет о нашем понимании или даже неосознанном ощущении мироустройства.

И пусть в наше время, даже если речь заходит о ценностях, мы стыдливо не упоминаем о Вере, которая делает для нас эти ценности истинными, люди по-прежнему действуют исходя их представлений о добре и зле, рожденных их верой, пусть неосознанной и не сформулированной, но не становящейся от этого менее определяющей.

Сегодня противостоят друг другу не экономики и не политические системы, а вера и религии. 

Именно религии, как системы верований, этических и ценностных установок, культов и ритуалов. Мы привыкли, что если упоминается религия, то это, почему-то, обязательно про Бога, богов, духов или иные «потусторонние» темы. Нет. Предметом религии может быть Идея, а в религиозном феномене может отсутствовать бог, как это происходит в буддизме или, скажем, религиозном марксизме.

Сегодня нам противостоят не просто «либералы» или «западники», националисты или фашисты, а определённая система верований и ценностей. Это новая религия, которая пытается уничтожить всё, что ей противоречит. И, да, в этой религии не меньше фанатиков и радикалов, чем в любой другой.

Это религия, которая воспринимает человечество как зло, которое необходимо минимизировать ради «спасения Планеты». Ради этого они готовы ограничивать рождаемость, популяризировать аборты и извращённые отношения, ставить животных выше людей. Это религия, которая относится к человечеству как еще одной популяции, к которой необходимо соответствующим образом относится - как к популяции. И управлять ей, как популяцией. 

Именно поэтому необходимо делать попытки осмысления современности не только с политических, экономических или культурных позиций, но с точки зрения глубинной веры людей, доминантной веры групп, народов и цивилизаций, которая и формирует ценности, воплощаемые в мотивах, решения и поступках. 

Об этом нужно думать, нужно писать, этим - стоит заниматься.

Николай П.Николаев

Снос Памятника освободителям Риги дает России сигнал: пора что-то менять
Baltnews24 августа 2022