Когда речь касается Итало-Советских отношений, можно с уверенностью сказать, что они были сугубо продуктом эпохи. С одной стороны Муссолини был первым, кто вывел вражду с СССР на новый идеологический уровень. Особенно это касалось идей интернационализма, которые шли вразрез с фашистским учением, чей базис был в идеи "благополучия" своей нации. Вместе с уже сформировавшейся неприязнью диктатора к социалистам это сыграло свою роль и на отношении Муссолини к СССР.
Но тем не менее, до войны в Испании, Муссолини руководствовался другой политикой, признал СССР и даже начал торговые отношения. Тут дело было в том, что итальянские фашисты были реваншистами. Страны Антанты не выполнили всех обещаний по присоединению территорий Австро-Венгрии, что сильно обидело итальянцев. На этом и играли фашисты, но конечно это не могло не привести к похолоданию отношений с бывшими союзниками. А учитывая что у СССР отношения были ещё хуже из-за формального непризнания, то было решено начать политику "враг моего врага". В будущем риторика Муссолини изменится и он прекратит отношения с СССР, переориентировавшись на сотрудничество с немцами. Уже к 40 году Муссолини подталкивал Гитлера к скорейшему началу войны.
«Вы не можете оставить знамя антисемитизма и антибольшевизма, которое развевается вот уже двадцать лет и за которое погибло столько наших товарищей! Подумайте о Германии и о немецком народе! Не предавайте его веру в светлые идеалы!
Я убежден, что дальнейшие шаги по вашему сближению с Москвой приобретут катастрофические последствия и для Италии, где преобладают антибольшевистские настроения, особенно, среди масс фашистов, что делает их абсолютно несокрушимыми и связанными вместе. День уничтожения большевизма будет днем единения наших двух революций. Иначе мы не сможем пережить это раковое заболевание, которое повлияет на планы нашего развития, как демографического, так политического и морального...».
При этом и итальянцы знали, что после раздела Польши главным гарантом соблюдения соглашений Германии с СССР была немецкая армия в 60 дивизий, которую немцы держал на границе. Германия хотела сначала разобраться с Великобританией, но после провала воздушной битвы стало ясно, что для победы нужно больше времени. Но вот только распускать армию в которую уже были вложены громадные средства никто не хотел. Вообщем-то идея наступать на СССР как можно раньше возникла сама собой, к тому же и Гитлера вся эта ситуация с огромными границами и набирающим силу СССР тяготила не меньше, чем макаронного идеолога из Рима. По факту единственной причиной того самого Германо-Советского сотрудничества была морская блокада Германии, из-за которой у немцев просто не хватало ресурсов. Потому торговые отношения были чисто временной мерой, которая гарантировалась общим врагом и сильной спиной, об которую можно было бы сломать нож. Когда же выяснилось, что победить Великобританию и выкачивать ресурсы уже из её колоний не выйдет, пришлось идти на рискованные шаги. Спасибо за это Дяди Сэму и Ленд-лизу в Великобританию.
«После длительного раздумья я принял решение разорвать этот узел, неразрешимый уже долгое время. Что бы теперь ни случилось, Дуче, наше положение от этого шага не ухудшится; оно может только улучшиться. Если бы я даже вынужден был к концу этого года оставить в России 60 или 70 дивизий, то все-таки это только часть тех сил, которые я должен сейчас постоянно держать на восточной границе. Пусть Англия попробует не сделать выводов из грозных факторов, перед которыми она окажется. Тогда мы сможем, освободив свой тыл, с утроенной силой обрушиться на противника с целью его уничтожения. Я чувствую себя внутренне свободным, после того как пришел к этому решению. Сотрудничество с Россией, при всем моем искреннем стремлении добиться окончательной разрядки, часто сильно тяготило меня, ибо казалось мне разрывом со всем моим прошлым, моим мировоззрением и моими прежними обязательствами. Теперь я счастлив, что освободился от этого морального бремени!».
Говоря же про отношение итальянского солдата к этой войне стоит помнить, что Италия приняла лишь ограниченное участие в воне с СССР, потому больше всего про этот конфликт думали именно бойцы Итальянского Корпуса в России. Вообщем-то вот что писал п этому поводу один из офицеров корпуса:
...Сегодня командующий К.С.И.Р. произнес речь... Его Превосходительство сказал много прекрасных слов, выделив свою главную мысль: “Господа, имейте в виду, что эта война – вещь серьезная”.»
Такое неожиданное заявление нас не взволновало и было встречено скептически. Мы понимали, что все войны серьезные, но рассчитывали на ее быстрое завершение. Уже все знают, что немцы быстро наступают, а русские, хоть и сопротивляются, но бегут! Такова реальность. Его Превосходительство говорил об этом. Зачем же тогда подчеркивать опасности и трудности? В России холодная зима и мы это понимаем. Ну и что из того?
Как вы поняли, итальянские войска вполне себе верили, что успеют закончить войну к зиме. Спойлер - у них это не получится, но в отличие от немцев командование итальянского корпуса будет готово к холодам. Подробнее об этом можно прочитать в моей прошлой статье на тему Второй мировой - "КСИР: Как итальянцы тормозили блицкриг и спасали немцев от русской зимы"
Что же касается простых итальянцев, то для них эта война была пусть и не легким, но весьма далеким испытанием. Да на войну забирали мужчин, однако на саму итальянскую землю война пришла лишь к 1943 году. До этого же боевые действия разворачивались в основном Африке и на Ближнем Востоке, что для рядовых итальянцев было далеким фронтом. Конечно были неприятные бомбардировки, но их масштаб был не столь ужасающим как в более близкой к Англии Германии. Да и вообще главным врагом для Италии была именно Великобритания, чьи колонии и хотел заполучить Муссолини. Сапог же советского солдата в принципе не мог добраться до итальянских земель.
#история #вторая мировая #военная история