«Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?»
© А.С. 1816 г.
Грёзы, мечты, фантазии…
С чем для вас ассоциируется всё это?
Приятность, сладость с привкусом страдания, ввиду нереальности, неосуществимости, недоступности, фрустрации.
В психологии описывается состояние фрустрации (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание), как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Это состояние возникает в ситуациях, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия. Обычно состояние фрустрации сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием.
Из предосторожности люди не дают грезить, мечтать, фантазировать себе, и отучают от бесплодного фантазирования своих детей –
«Нечего впустую время тратить!»
В основе этого запрета лежит забота из лучших побуждений, стремление предупредить переживание этой самой фрустрации.
И это благо, конечно.
Однако и трагедия тоже.
(«К маяку» 2021г. С.Плутенко)
Творческие люди, сумевшие преодолеть этот переход, нашли в мечтах сокровище, и, развив его в способность к творческой переработке личных стремлений, пользуются им во благо.
Скажите, а вы можете отличать желания по их силе?
Понятно, что при насыщении происходит смена одного на другое, так, испив воды, утолив жажду, мы можем, при ослаблении одного, обнаруживать и другие нужды, но в моменте, кажется, за стакан воды можно и весь кошелёк отдать. Так и царь за коня полцарства жертвует, лишь бы успеть, куда ему нужно.
Но ведь существуют и такие потребности, неутолимые, от наслаждения которыми отрывает лишь сознание необходимости исполнения и других забот.
Собственно, этим взрослый и отличается от ребёнка, который целиком и полностью фокусируется именно на одном желании, игнорируя другие, пока оно не удовлетворится.
И от подростка отличается способностью выстраивать иерархию мотивов, соподчинять их, с тем, чтобы делить время, находя его на многие нужды поочередно или по актуальности в моменте, если уж возникает ситуация противоречия.
Такая ситуация внутренних противоречий, когда удовлетворяющее разрешение не находится, вызывает подъём напряжения эмоциональных переживаний такой силы, что способно напрочь опрокинуть личность человека, лишив её способности здраво мыслить, и поступать адекватно.
Пусть и не надолго, однако, в моменте, легко.
Когда подобное состояние затягивается, специалисты в области психического здоровья говорят о расстройстве личности того или иного регистра.
Чем дольше длится, тем тяжелее расстройство, и тем более трудно обратимое. Это связано с тем, что, когда искажение в личностном развитии возникло, оно и дальше идёт искажённо (а это связи с собой и со всем миром), потому и требуется больше времени и усилий на его коррекцию.
Из этого соображения специалисты и уточняют время начала расстройства, когда люди спрашивают о продолжительности психотерапии.
Но вернёмся к грёзам, точнее к способности, фантазируя, воплощать замыслы.
Многие прагматически мыслящие люди, говорят о необходимости усилий, достаточности времени и нередко мужества для исполнения заветного – терпение и труд всё перетрут.
Но и здесь не всё так уж складно, да ладно.
Однажды инвалид решил подколоть психотерапевта, ответив на его вопрос о желаниях – «Ногу хочу!»
Психотерапевт выдержал паузу достаточной продолжительности, пока мужчина не сказал – «Хорошо, ногу, конечно, хочу, однако понимаю, что этот запрос и к Богу, вряд ли осуществим. Вероятно, у него на этот счёт имеются свои планы…»
После этого, обменявшись рукопожатием, они продолжили уже о доступном и реалистичном в мире людей. И то верно, ведь, чтобы с богами спорить, нужно самому от них родиться, как тот Геракл, например.
Таким образом, мы понимаем, что в данных конкретных условиях, далеко не все наши желания могут быть осуществимы. Да ещё и сразу. Однако научиться радоваться жизни без ноги, затея вполне реальная.
К вопросу о позитивности.
Позитивность – это способ восприятия, отмечающий положительные стороны событий, личностей и себя самого, акцентирование внимания на хорошем. Позитивность – это постоянное удовольствие от самого процесса жизни, отсутствие зацикленности на неудачах. Благодаря позитивности человек может найти выход из любой ситуации, какой бы тупиковой она ни казалась.
Всё так, только важная поправка – в данном случае речь идёт об установке личности по отношению к чему бы то ни было, о её качестве, свойстве относиться ко всему положительно – не было бы счастья, да несчастье помогло.
И такое применение имеет свои пределы.
Установки, какими бы прочными ни были, но тоже меняются.
Так, было бы диким и абсурдным настаивать на чём-то хорошем в ситуации утрат.
Однако вполне допустимо в подобных ситуациях говорить о позитивности в ином смысле – как данности, т.е в настоящее время имеем одну ногу, а не пару, как при рождении. И это печально, конечно.
И при этом, жизнь остаётся, продолжается. Голова же, цела. И тогда кроме печали об утрате, можно подумать о том, как помочь голове своей руками и уцелевшей ногой.
Когда мы говорим о позитивной психотерапии, речь идёт не о том, чтобы развить у человека это качество для преодоления его невзгод, по типу, как в том анекдоте о клиенте терапевта, который научился гордиться своим недугом, когда прежде, не умея его преодолеть, жутко комплексовал из-за него, вовсе нет.
В случае решение-фокусированного подхода, позитивность понимается именно, как наличие, данность, не более, и не менее.
В медицине используется понятие – негативная и позитивная диагностика, а именно – нечто (симптоматика) отсутствует или наличествует, в совокупности это позволяет судить о некоем синдроме, в более сложном виде, о расстройстве.
Так и здесь, в позитивной психотерапии – мы имеем дело с человеком, который находится в определённых условиях, в которых он страдает.
И применительно к ситуации переживания утрат, было бы неуместно переключать, вытаскивать его из этих страданий. Напротив, важно быть в этом переживании горя, а не бежать его, какими бы тяжкими страдания ни были, но именно в проживании их заключена целительность.
Аналогично, как с заживлением тяжёлой раны, человек, претерпевая боль, исцеляется, рубцуется ткань, и на месте раны образуются шрамы, как след травмы. Новая нога не вырастает, но остаётся другая, и речь идёт о компенсации и о новых способах жизни, теперь, с одной ногой.
И всё это посредством времени, целительных сил природы – люди справедливо так и говорят – «Время – лучший лекарь».
Если говорить о возможностях психотерапии применительно к этим случаям, роль психотерапевта в том именно, чтобы помогать человеку в проживании им своей боли. Не бежать её.
Но и не усиливать страдание, не нагнетать, и более того, щадить себя, беречь от столкновения с чем-то, что может повредить процессу заживления, не ковырять лишний раз, а бальзамировать – искать средство, которое поможет заживлению, не растягивая процесс сверх меры.
Что это за бальзам такой, и годится ли он для всех и повсеместно, это, конечно, иллюзия.
Такое средство каждый находит для себя сам. Интуитивно или перебором альтернатив.
Психотерапевт же, лишь помогает в этом случае состояться процессу перебора вариантов, проб и использования найденного, пока оно помогает – сопровождает этот процесс заживления ран.
Этого было бы и достаточно.
Психотерапевт не спорит с Божественным замыслом, но старается распознать его, очистить от наносного, и следует за ним, тогда и терапия благотворна.
Однако кроме этого, если уж что-то и дано, каким бы ужасным оно ни было, это зачем-то нужно – постичь это, наша задача.
И когда клиент принимает перемены жизни – да, теперь я живу с одной ногой, и открывается поиску ответов на вопрос – «Как же именно мне теперь жить?», психотерапевт поддерживает и актуализирует этот поиск, помогая человеку в формировании нового отношения к изменившемуся себе, и ко многим сторонам его жизни:
- Кто я?
- Кто мне близок? Как поддерживать эту близость, на чём её строить?
- Что мне ценно, дорого, чем мне теперь жить?
- Что я теперь думаю, в чём суть моего представления о себе, о людях, о жизни? Какие убеждения помогут мне по жизни теперь, когда я стал другим – другой личностью?
Ибо, что и меняется, так это личностные отношения человека, тогда как его самого мы находим с прежним обликом.
Но его отношения к себе, к людям, к жизни, изменившись, влекут и другие проявления в этой жизни.
Тот, да не тот.
Потому-то, близкие, особенно на первых порах, смотрят на человека, и дивятся ему – «Маша/Саша, ты ли это?!»
Иногда, когда это отличие слишком разительно, а главное, непреодолимо, близкие перестают быть близкими, и даже когда у них остаются общие заботы, это переживание служит основанием для прощания.
…………………………………………………………..
Почему это оказывается доступно психотерапевту, и невозможно самому пациенту или его близким?
Вовсе не от некоей его просветлённости, близости к божественному, как нередко это приписывают иным целителям, вовсе нет.
Но от того, что он инакий. Простой человек, но другой, не вовлечённый в переживания настолько, как сам пациент и его близкий круг.
Вот так просто, хотя кто-то и разочаруется, однако это всё.
....................................................................................
Запись на консультацию через собеседование
+7(988) 183-78-55 Whatsapp/Telegram (@ Yury_Ionov)
Психологический метод первого выбора – Solution Focused Brief Therapy (SFBT) – решение-фокусированный подход (Р-ФП). Ключевая тема этой терапии – авторство
Автор: Юрий Анатольевич Ионов