Психологическая травма - это вред, нанесённый психике событиями, выходящими за рамки обычного человеческого опыта: когда человек стал жертвой или свидетелем катастрофы, военных действий, подвергался травле в коллективе, домашнему насилию, узнал об опасном для жизни диагнозе, длительно ухаживал за смертельно больным, пережил утрату близкого или грубые медицинские манипуляции. Кого-то может травмировать измена партнёра, развод или длительное нахождение в условиях повышенного стресса (продолжительные эмоционально холодные, непредсказуемые, конфликтные отношения).
Наибольшее влияние на личность оказывают ранние детские травмы, в результате которых человек формирует определённые убеждения и модель своего поведения.
Относительно недавно в работе с клиентами я обнаружила ещё одни обстоятельства, приводящие к психотравме.
За помощью обратился мужчина, назову его Алексей, в состоянии депрессии, эмоциональной и физической опустошенности. Он рассказал, как поставил себе цель за год погасить долг по ипотеке, чтобы продать квартиру и построить загородный дом. Помимо основной работы, Алексей взял подработку и год работал, не жалея себя, спал по 5 часов в сутки, не позволял ни отпуска, ни выходных. Клиентов у него становилось всё больше, но и обязательства перед ними росли пропорционально. Он всё чаще стал уставать, из-за усталости плохо контролировал эмоции, срывался на руководстве, коллегах, близких. Год, проведённый в непрерывном стрессе дал о себе знать: появились головные боли, нарушения сна, панические атаки, язва желудка, а потом накатила и депрессия. Необходимость проходить медицинские обследования и лечиться, отсутствие сил и желания что-либо делать вообще заставили Алексея уйти с работы. Он вспоминал о том периоде, как о страшном сне и боялся повторения. Одни воспоминания о пережитом вызывали у него страдание.
Чтобы повторения не случилось, мы исследовали, какие внутренние установки заставляли Алексея брать непосильные объёмы работы и игнорировать сигналы, которые посылали ему его эмоции и тело.
Выяснилось, что незадолго до решения мужчины как можно скорее погасить ипотеку, у него состоялся разговор с женой, которая привела ему в пример мужей своих подруг, давно построивших дома за городом. Также Алексей вспомнил, как в детстве мать часто сравнивала его с другими детьми. В результате, и в детстве, и теперь он гнался за достижениями, чтобы ближайшее окружение оценило его по достоинству, чтобы доказать себе, что он не никчёмный. Однако цена оказалась слишком высока.
И ещё пример. Одна клиентка, назову её Ольга, вспоминала, как родители с детства внушали ей, что уважения достоин только человек, который много работает. В семье на отдых и развлечения смотрели как на пустую трату времени. При родителях нельзя было просто лежать на диване и смотреть телевизор - это приравнивалось к тунеядству. В школу она должна была ходить даже с температурой.
Эта установка "ты не имеешь права на отдых" вошла с Ольгой в её взрослую жизнь. Женщина долго не обращала внимания на усталость: брала подработки, училась, в то время как организм давно сигналил ей бесконечными ОРВИ и болями в теле, что пора взять паузу. Однако внутренний запрет делал своё дело и Ольга как белка живо перебирала лапками в колесе трудодней.
Если долго находишься в ситуации стресса, то в организме повышается уровень кортизола, иммунная система начинает давать сбой. К тому же, когда у человека силён внутренний запрет на отдых, его бессознательное начинает искать лазейку по выходу из этой западни, железный повод, который оправдает "тунеядство" и "лень". Таким поводом нередко становится болезнь, несчастный случай или, в самом худшем варианте развития событий, суицид. У Ольги этим поводом оказалась сломанная нога. Только лёжа в больнице со сломанной ногой она могла не испытывать угрызений совести за свою "праздность".
Ко мне на консультацию Ольга пришла, чтобы отказаться от своей разрушительной установки и проработать психотравму. Она, как и Алексей, с болью вспоминала то время, когда не жалела себя, когда при совершенно нелепых, на её взгляд, обстоятельствах, сломала ногу, из-за чего пришлось перенести две операции.
Случившееся побудило Алексея и Ольгу обратиться за психологической помощью, пересмотреть свои старые установки, научиться распознавать свои эмоции и сигналы тела, пробудить к своему внутреннему ребёнку любовь и сострадание.
И теперь, без перфекционизма, невротического сверхконтроля и подавления своих потребностей, их жизнь станет свободнее и счастливее.
Автор: Буркова Елена Викторовна