Долго не решался написать обзор на горячо любимый Андорчик. Потому что, не умею писать кратко, а об Андоре и без этого можно говорить очень много. Но постараюсь все таки самые важные аспекты.
В общем об игре
Как видно из названия моей статьи, Андор это в первую очередь про приключения. То есть, полностью сценарная игра. Каждый раз вы будете проходить отдельную историю - легенду, которые отличаются не только по сюжету, но и по стартовым приготовлениям, компонентам и так далее.
К слову, компонентов только в базовой коробке предостаточно. И это может вызвать определенное мнение, что игра окажется достаточно сложной для понимания. Прямо скажу, да, игра не для каждого, хотя общие правила и механики нельзя назвать сложными. Но каждая подготовка к игре занимает приличное количество времени, пока там выполнишь все начальные условия легенды, расставишь на поле компоненты. Однако, пройдя все эти сложности, мы получаем предельно красивое и увлекательное приключение, которое заставит вас погрузиться в него с головой. Мы с друзьями, например, зависли в Андор на целый год, пройдя всю базовую коробку со всеми дополнительными сценариями, собираясь для этого дела почти каждую неделю. Вот и представьте масштаб.
Теперь давайте перейдем к правилам
Одним из самых важных компонентов в игре является двусторонняя карта королевства Андор. На ней то и будут происходить все важные события ваших приключений. В основном на светлой стороне!
Карта делится на сектора, обозначенные цифрами, как вы видите не пойми в каком порядке. Однако все в этой игре не случайно и строгим образом просчитано её создателем Михаэлем Менцелем, который, кстати, является ещё и иллюстратором игры.
Вторым компонентом игры являются планшеты героев. Героев в базе четверо: Воин, маг, лучник и гном (вроде как тоже воин, но по сути просто гном, не в обиду всем гномам)
Каждый планшет героя, двусторонний, различаются стороны лишь гендерной принадлежностью.
так же мы можем заметить, что каждый герой имеет своё имя, ранг и особую способность, определяющую характер игры за него.
В набор героя входят вот такие цветные деревянные кубик и жетон, которые обозначают текущую силу и волю (жизни) вашего героя соответственно.
Помимо того, что жетон воли показывает количество ваших текущих жизней, это еще и обозначает количество используемых в бою кубиков. Например, лучник, при количестве воли от 7 до 13, может кидать 4 кубика.
А если воли больше, то уже целых пять. Однако, не у всех героев одинаковое количество кубиков. У мага например их всего один. В таком случае, количество воли влияет только на его жизнеспособность.
Так же на планшете имеется окошко инвентаря героев. в соответствующие ячейки вы можете поместить жетон щита, лука, шлема и прочей атрибутики, приносящих герою дополнительные бонусы. Но это все еще надо купить или получить другим способом.
Помимо инвентаря, в игре ещё множество различных жетонов и фишек, но не все они используются одновременно, становясь актуальными лишь в некоторых легендах.
При подготовке к игре, в специальные места на карте выкладываются жетоны тумана.
Под ними могут быть различные бонусы, враги или события. Это вносит в игру определенным момент неизвестности и случайности.
Так же, в места для колодцев выставляются жетоны колодцев активной стороной. Их всего 4 и они позволят героям испить студеной водицы и восстановить запас жизненных сил (воли).
Герои обычно выставляются на карту в соответствии с их рангом (вот для чего он нужен), если нет дополнительных условий.
Еще одни круглые фишки героев выкладываются на поле "Рассвета", обозначая очередность хода игроков. Там же выстроена очередность передвижения противников после того как все игроки закончили свой ход.
Противники выставляются на карте по номерам секторов в зависимости от условий текущей легенды. Помимо этого в течении игры, могут появляться новые враги и в не малых таких количествах.
Про легенды
Вы спросите, что это ты все о легендах и легендах, а где же они, эти самые легенды? Вот пожалуйста. В базовой игре их пять, при чем первая можно сказать подготовительная, вводящая игроков в курс дела и объясняющая все основные механики игры.
Все легенды состоят из частей, под буквенным обозначением. И самая первая часть, как не трудно догадаться, часть А. На фото сверху мы видим А1 и А2, это просто по тому, что не весть текст поместился на одной карте.
А вот такая белая фишечка называется Рассказчик. Считается что некий рассказчик повествует нам о событиях произошедших в Андоре. В начале игры он выставляется на ячейку А шкалы рассказчика, которая служит своеобразным счетчиком, ограничивающим время легенды. Благодаря ему игроки постоянно имеют ограниченное количество ходов, что не дает расслабится и заставляет просчитывать ходы, не теряя их понапрасну.
Остальные части легенды, активируются после того как фишка рассказчика дойдет до буквы соответствующей части. Все эти части вносят в игру развитие сюжета и новые условия, трудности, и конечно же врагов.
Заспойлерю вам часть А одной из легенды. Здесь находится художественное описание событий, а так же определенные условия расстановки компонентов, правил и ограничений, а так же первоначальных целей.
В некоторых легендах присутствуют разные вариации отдельных частей, из них выбрать вы должны только одну, случайным образом. Что позволяет переиграть такую легенду, с пятью разными условиями и целями. Это к вопросу о реиграбельности!
А если рассказчик доходит до деления с литерой N, легенда считается законченной. Вы переворачиваете соответствующую карточку и, в зависимости от выполненных или не выполненных целей легенды, зачитываете текст на красном (не все условия выполнены) или синем (выполнены все условия) полях. Соответственно синий текст означает что легенда успешно пройдена, ну а на красный советует попытать удачу в следующий раз, а так же рекомендации по прохождению.
Ход игры
И так с легендами разобрались, цели и задачи понятны, а как же их осуществлять? Игра полностью кооперативная, поэтому и решать задачи необходимо совместно. Игроки сами принимают решения, что им и как делать, как осуществлять взаимодействие и распределять задачи в зависимости от умений и способностей героев.
В свой ход игрок может передвигаться по секторам карты, утолять жажду в колодцах, открывать туман и взаимодействовать с другими компонентами, и конечно же сражаться с врагами. Но за каждое действие, игрок должен передвинуть фишку своего цвета на счетчике дней. Да у героев, так же как и у рассказчика есть свой счетчик ходов, ограничивающийся семью днями.
К примеру, если герой захотел походить на расстояние семи секторов, он должен передвинуть свою вишку на семь клеток счетчика, по одной за каждый пройденный сектор.
Добравшись до седьмой клетки, герой может объявить что его день заканчивается и он уже не будет ходить на этом ходу, его жетон возвращается на поле "Рассвет" до следующего дня. Если он первым закончил свой ход, то на следующий день ход начнется с него. Однако, герой может не засыпать и сделать дополнительных три действия, потратив за каждое по два очка воли.
Как я и сказал, одним из действий героев может быть передвижение по секторам, такие действия могут быть совершены сразу, но если герой желает поторговать, он должен прервать свой ход на специальном секторе с символом торговли (синий символ с рукопожатием), таких на карте всего четыре. Ход перейдет к другому игроку, но данный игрок может спокойно торговать выбирая товары на рынке, потратив заветное золотишко.
Рынок представлен таким вот планшетом, где за две монеты вы можете купить определенный товар, например, лук, который позволит вам участвовать в бою с соседней с врагом клетки, прям как лучник. Или шлем, который позволяет складывать одинаковые значения выпавшие на кубиках в бою. Но это все боевые предметы, есть и простые, например, сокол позволяющий передать предметы другому игроку на другом конце карты или фляга дающая два бесплатных передвижения. А еще, за два золотых можно приобрести дополнительное очко силы!
На часть с ведьмой пока не смотрим, это совсем отдельная история.
Так же герой, желающий восстановить очки воли, доходит до сектора с колодцем и останавливается на нём, переворачивая жетон колодца на неактивную сторону.
Дойдя до сектора с жетоном тумана, игрок, так же, может остановиться и посмотреть что под ним. Как я и говорил, это могут быть монеты, дополнительная сила или воля, но так же может вылезти враг или вам придется зачитать карточку случайного события, которое тоже может оказаться весьма удручающим.
Битва с вражинами
Ну и наконец, битва с врагом. Бойцы ближнего боя, чтобы активировать бой с врагом, для начала должны зайти на сектор в ним. Дальнобойные герои могут начинать бой с соседнего сектора. А мы помним что любой герой может стать таковым, достаточно купить лук на рынке. Но зайдя на сектор с врагом, мы только объявляем о битве, сражение произойдет лишь в следующий ваш ход.
Дождавшись вашего хода, вы наконец объявляете битву, и начинаете раунд боя. При этом каждый раунд боя считается отдельным действием, за которое вам необходимо передвинуть фишку на счетчике ходов героев.
За тем, вы бросаете то количество кубов, которое позволяет вам ваша текущая воля. По выпавшему результату, вы выбираете большее значение и складываете его с текущим показателем силы. Например, гном выкинул два куба со значением 6 на обоих. Так как здесь оба значения наивысшие из возможных, он прибавляет 6 к своей силе 4, получается 10 очков. Но у него есть шлем, что позволяет ему сложить все одинаковые значения кубиков. Поэтому, обе выпавшие шестерки он складывает и получается уже 12 + 4 = 16. Вот таков его показатель мощи в данном раунде, который он сравнивает со значениями врага.
У врагов а карте есть свой собственный планшет, а так же свои фишки и кубики. Квадратиком и кругляшом отмечаются сила и воля того типа врага, с кем сейчас сражается герой. Например, Гор имеет всего 2 силы и 4 воли, победить его не сложно, тем более имея шлем и удачу. Один из игроков не участвующий в сражении, кидает кубики за врага (два кубика, в соответствии с волей, все как у героя) принимая самое большое выпавшее значение, в данном случае - 6. И в общем мощь гора получается 6 + 2 = 8, против 16 у героя. Простым вычитание мы узнаем какой урон получил гор - 16-8 = 8, что в два раза превышает количество жизни (воли) гора. Противник погибает. А герой получает награду (она обозначена под изображением врага),в данном случае либо две монеты, либо две воли, а может одну монету и одну волю.
Его фигурка кладется на поле 80, что заставляет рассказчика двигаться на одно деление вверх, активируя новую часть легенды. К слову, рассказчик передвигается за каждого поверженного врага, приближая вас к концу легенды. И это помимо того, что рассказчик двигается в конце каждого дня,когда герои завершили свой ход. Так что мой совет о мудром просчете ваших ходов, оказывается очень актуален.
Но Гор это самый легкий враг, а если бы гном сражался с Вардраком? Эта бестия кидает уже два черных куба, это обозначено на планшете. Его максимальное значение 10 да еще и сила 10, уже 20. А у гнома, как мы помним, всего 16.
Теперь уже гном снижает свои очки воли, получая ранения. Даже шлем не помог. Конечно, он может начать еще один раунд, и попытать удачу, но я бы не советовал, лучше отступить пока не поздно. Кстати, достигнув воли со значением 0, герой не погибает, просто теряет одну силу и его воля восстанавливается до трех.
Чтобы ходить на таких серьезных врагов, надо либо прокачать силу и запастись экипировкой, либо звать с собой друзей. Да, совместная битва здесь возможна и приветствуется (особенно когда идешь против босса), но за каждый раунд все герои участвующие в сражении должны будут потратить действие, да и награду придется как-то делить. За то, вся мощь героев складывается и у врага остается очень мало шансов!
С врагами сражаться необходимо, не только потому что за них даётся награда или вам так хочется. Есть и еще одна причина!!! Дело в том, что почти во всех легендах, гадкие твари пытаются пролезть в замок (сектор 0, хочется добавить - на барабане). Так вот если враг проходит в замок, он занимает особую ячейку золотого щита на специальном секторе. Количество таких ячеек, а соответственно и количество врагов, которое вы можете пропустить в замок, зависит от количества игроков в партии. Например, играя втроём таких ячеек две, а вчетвером всего одна!
Количество ячеек можно увеличить, приведя таких вот крестьян в замок.
Если сделали такое, жетон крестьянина переворачивается и вуаля, у вас еще одна ячейка! Но не во всех легендах имеются крестьяне, так что н обольщайтесь, да и не всегда их можно довести, ведь если враг зайдет на сектор с крестьянином, то тому автоматически крышка.
Теперь о том как же передвигаются враги.
А передвигаются они в конце каждого дня, мы ведь помним что на поле "Рассвет" есть изображения врагов! Так вот это как раз таки очередность их передвижения. Но первым делом, как мы видим, зачитывается карточка случайного события.
В игре они разного вида, но почти всегда используются золотые!
Игрок с самым драматичным голосом, берет верхнюю карту из колоды событий и зачитывает её в слух. Это может быть как полезное событие, так и очень опасное для героев, заставляющее из, например, потерять очки воли, из-за какого-нибудь урагана.
После события, наконец, начинают ходить враги. Каждый монстр передвигается в своей очередности на один соседний сектор строго по стрелке. Первыми начинают все Горы. У нас такой один, который с поля 36 передвигается по стрелке на поле 16.
Затем очередь Скралей. Он тоже должен был передвинуться на поле 16, но правила не позволяют монстрам стоять на одном поле, поэтому он сразу же перепрыгивает по стрелке на поле 13.
Вот так подстава, всего за один ход он становится очень близко к замку. Видимо придется сражаться. Но вернемся к следующим по очереди. Вардрак и он передвигается на поле 42.
За ним ходит Тролль, который переходит на поле 28.
Следующий опять ходит Вардрак, скачущий на сектор 39. Да, тем самым мы понимаем, что вардраки передвигаются аж на два сектора за ход и это может досрочно завершить игру, если вовремя не пресечь его дерзкие скачки.
После того, как враги походили, обновляются использованные колодцы, переворачиваясь лицевой стороной вверх, показывая, что они вновь активны. Однако, если в конце хода, на секторе с колодцем стоит герой, то такой колодец не обновляется. Так что попили и бегите прочь.
Ну и наконец, рассказчик передвигается вверх на одно деление. И если это уже буква N, то легенда завершается. Если нет, то герои активируются и продолжают свое путешествие.
Легенда, может закончится, даже если рассказчик еще не дошел до последней шкалы. Например враги прорвались в замок, или вы успешно выполнили все цели легенды. Следовательно, вам надо будет либо попробовать пройти её еще раз, либо начать новую легенду.
Кстати, закончив базовые легенды, во всех их вариациях, вы всегда можете приобрести вот таких три, локализованных на сегодняшний момент, сценарных дополнения, которые обеспечат вас новыми легендами и, вместе с тем, компонентами игры.
Помимо, сценарных дополнений, есть допы привносящие в игру новых героев. Не все же время гнома мусолить. Как вы видите, каждая коробочка добавляет по 4 уникальных героя со всей их атрибутикой, а так же возможность играть впятером и даже вшестером.
Ну и самое сладкое, вот эти два допа, привносят в игру не только новые легенды, но еще и отправляют вас в совершенно новые места, добавляя полноценные карты! Ого!
Вывод
В общем, как всегда кратко не получилось, но о такой игре кратко и не расскажешь, ну вот заслуживает она подробного описания, хотя я старался)
Данная игра предназначена не для всех, скорее для искушенных любителей настольных приключений. Она позволит вам целиком погрузиться в сюжет, заставит думать головой просчитывая ваши ходы, ну и конечно наслаждаться огромным количеством компонентов. ДА правила разнообразны и сложны, имеют множество нюансов и порой воспринимаются далеко не однозначно. Например, мы с друзьями, уже будучи не новичками в игре, совершали массу ошибок, не правильно разобравшись в правилах, что приводило нас к постоянным провалам легенды. Но это не зная что мы ошибаемся, мы настолько сильно просчитывали наши ходы, что почти даже побеждали в практически немыслимых условиях, которые сами себе и создали по ошибке. Вот чему учит эта игра, никогда не сдаваться!)