Найти тему

ВЕЛИКА ЛИ ГРУППА IRON MAIDEN ?

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Heavy Metal группа Iron Maiden является одной из "священных коров"тяжёлого рока,будучи давно ограждённой от жёсткого анализа и оценки.Образовавшись в 1975-м году по инициативе невероятно амбициозного басиста Стива Харриса,эта группа характеризовалась очень длинным стартом и хроническими большими проблемами с составом.Основатель и диктатор группы Стив Харрис по причине осознанного отсутствия большой гениальности ,сразу принял на вооружение долгосрочную стратегию"терпение и труд всё перетрут",положившись на систематические массированные выступления,а не на виртуозность музыкальной составляющей,которую(особенно первые годы)неоткуда было взять.И эта стратегия не подвела,принеся группе известность и популярность,за счёт дикого желания и трудолюбия,а не уникальности.Iron Maiden тогда "по тихому"подбирала"хайпы"других коллективов,не обвиняясь в плагиате за счёт нахождения в общей волне.Скромно скопировав у Пристов наличие второго гитариста,Мэйден наконец выпустили в 80-81-м годах свои первые два альбома,включив в них все свои наработки за предыдущие четыре года.Сейчас уже все давно ,спокойно и как само собой разумеющееся воспринимают то,что эту группу-дебютантку 80-81-го годов на полном серьёзе приравнивают по значению к,на самом деле,таким несравнимо более матёрым и основополагающим коллективам как Judas Priest,Motorhead,Scorpions и Saxon,успевшим к 80-му году выпустить уже по несколько альбомов и приобрести известность широкой гастрольной деятельностью,и на разогреве именно у которых и выступала периодически Мэйден ,вплоть до 83-го.Оба первых альбома"Железной Девы" являются рыхлым,полусырым и неотшлифованным материалом,и ни в коем разе даже близко не приближаются к "великим".В 1980-81-ых годах так играл кто угодно ,ни одна из композиций данных альбомов не содержит внятной мелодии и чёткой структуры,Wrathchild скромно переделан со Stormbringer,а вокалист и музыканты команды не блещут ничем поражающим воображение.Оба первых релиза Мэйден производят неизгладимое впечатление какой-то неоструганности и неошкуренности плохо пригнанных друг к другу деревянных композиций карабкающейся наверх группы,ничем на тот момент не отличающейся от других"титанов"Новой волны Британского рока.И не надо эти родовые муки NWOBHM выдавать за перлы гениальности и значимости.Сам(!)Харрис не считает эти альбомы удавшимися и в полном объёме видит их недоделанность и недоработанность(да,только с 90-го они продолжают более качественно играть тоже самое,почтительно заметим мы).Третий альбом 82-го года The Number of The Beast был уже очень большим шагом вперед.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Именно этот уже полностью самостоятельный альбом(и абсолютно ничто до этого)и стал прорывом для этой группы,выведя её к высшему дивизиону тяжёлого рока.Постоянные публичность и гастролируемость коллектива,правильно выбранные Харрисом и Смоллвудом( менеджером группы)для компенсации всех остальных больших недостатков,однозначно дали результат ,а диск 82-го оказался очень популярен(что абсолютно не было гарантированно).Три значительные вещи с этого альбома(,Children of the,Acacia и Hallowed be)явно не тонут в более слабых треках(два из которых тем более просто и без заморочек положены на нулевку Paranoid(Prisoner и Gangland)),а баллада Children of the damned была вторично использована Металликой в 1997-м(Unforgiven 2),что говорит либо об общем композиторе,либо о хорошей коммерческой жилке(и это заметили даже те кому слон отдавил все уши).Сам диск оказался способен на конкуренцию с многочисленными достойными чужими релизами вышедшими в 82-м.Именно с этого года и альбома Мэйден прочно вошла в отряд топ-рок групп которые ,как и они ,значительно лучше и эффектней исполняют свои даже слабые вещи на концертах ,нежели на студийниках(Ozzy,UDO и др.).Опять поменяв барабанщика,группа выпустила в 83-м Piece of Mind сплошь состоящий из чисто "металлических"и достаточно запоминающихся композиций.Но любой не ангажированный и не восторженный ,а наоборот вдумчивый и привередливый критик скажет вам,что:"Да это чистый Heavy,но Heavy на самом деле крепких середняков,которых и другие,и они сами назначили в "Величайшие"".Все вещи с этого альбома достаточно примитивны,а рифы мощны ,но ничем не превосходят тех ,кто в 83-м был в первой десятке.Чем любая "гениальная"вещь с Piece of Minde,допустим отличается по формуле написания от таких"высот"творческой мысли,как Psychophobia и Back to Eden с Cross Purposes 94-го,которые потом уже никто не заметил?Сравним этот альбом с альбомами Black Sabbath,Ozzy или Kiss,вышедшими в тот же 83-й год и почувствуем,что называется ,большую разницу в классе ,выраженную в диапазоне звучания и объёмности всех композиций.Брюс Дикинсон всегда был сильным речитативщиком,а не в полном смысле певцом,что подтверждается наличием всего двух полномасштабных баллад(Children of the damned и Tears of dragon(с сольника94-го))за всё его творчество и тот же Кипелов сильнее его как певец раза в три.Весь период своего поступательного развития 1979-95-го г.группа брала тем,что буквально "не слезала" с публики беспрерывными концертами,тусовками и гастролями.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Powerslave 1984-го года не содержит ни одной стоящей композиции и даже самым упёртым поклонникам будет неудобно его сравнивать с вышедшими в том же 84-м величайшими дисками Металлики,Judas Priest,Scorpions и WASP.Буквально физически стыдно и некомфортно пытаться ровнять эти шедевры со слабым и корявым Powerslave,уже буквально через год содержащем бесстыдный самоповтор с Piece of mind(Duellists-Where eagles dare).Стив Харрис научился выдавать свой поток сознания в длиннейших джемах за невиданные вершины гениальности.В 70-е было много групп характерных длинными гитарными блюзовыми джемами и Iron Maiden стала первой группой заменившей в этих джемах блюз на хэви. Наконец в 1986-м у них выходит Somewhere in time и это был первый (и единственный)их альбом содержащий по настоящему выдающийся,уникальный и идеально отшлифованный материал.Если альбомы 82-го и 83-го хороши,добротны,но"обычны" для Heavy,то Somewhere несомненно внес нечто совершенно новое в звучание тяжёлого рока.Игра уже на высочайшем уровне.Это не чистый метал и ,резко,не глэм царивший тогда,это первый"официальный"альбом стиля Power,а 1-я(Caught Some),2-я(Wasted Years)и 6-я(Stranger in a strange land)вещи просто феноменальны.Somewhere in time 86-го года вообще на первом месте из всего что вышло в рок музыке в 1986-м.Никогда больше Дикинсон так не ПОЁТ,как на этом альбоме.Этот диск прекрасен как по общей структуре,так и по формуле каждой композиции.Великолепны клавиши и ударные,а любой Power группе появившейся после 95-го до этого творения как от неба до земли.Это лучшее что создала Iron Maiden и именно таким (по силе,качеству и обработке)и должен быть альбом претендующий на звание"великого"в своём жанре.Величие музыкального альбома(как,допустим,и кинофильма)заключается в невозможности и бессмысленности каверов на него,и лишь один Somewhere из всего творчества Мэйден попадает под это определение.Именно на Somewhere Мэйден и выглядит великолепной прог-металлической машиной,каковой её и называли иногда.Именно Somewhere,совместно с быстрыми вещами Helloween и Painkiller Пристов и стал основополагающим фундаментом для всего поджанра Power.Этот диск собрал на обложке все отсылки к предыдущему творчеству,записывался на трёх студиях,стал самым дорогим из их работ и скорей всего именно поэтому он и получился столь блестящим.

ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ IRON MAIDEN 1986  SOMEWHERE IN TIME. Изображение из открытого доступа.
ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ IRON MAIDEN 1986 SOMEWHERE IN TIME. Изображение из открытого доступа.

Диск 1988-го года опять ,как и многие предыдущие ,и последующие работы содержал один супер хит(The evil that (и было ошибкой если он был готов ранее и не был включён в релиз 86-го)),вперемешку с набитым "для объёма" материалом.Альбом можно набить чем угодно ,но как самим музыкантам запоминать и исполнять всё это тогда на концертах?Разительными примерами этой тематики были разногласия Осборна с Йоми по поводу удобства исполнения (у самого Оззи все диски до 2000-го были заполнены классическими ,легко запоминающимися хитами),и диск "Jugulator" Judas Priest,за исполнение ужасного материала которого критики хотели дать Оуэнсу отдельную премию.Тем не менее Мэйденовский диск 1988-го года сильно выигрывает перед последующими их работами за счёт наличия фирменных интродукций перед каждой вещью,которые значительно оживляют альбом и от которых они напрасно отказались впоследствии. Большая часть песен Iron Maiden ,кроме альбомов 82-83-го и 86-го годов характеризуется размытостью и неопределённостью структуры,а также явным дублированием и клонированием друг друга.Музыкантам с другим мозгом ,чем у Харриса было бы чрезвычайно сложно и тяжело запомнить и отличить между собой целый сонм похожих композиций ,из-за их очевидной аналогичности.Недостаток таланта в Мэйден всегда компенсировался диким трудолюбием и желанием зазвездиться.Они сформировали свой культ благодаря постоянным гастролям и выступлениям.С альбома 90-го г.творчество "Железной Девы" медленно и необратимо пошло только по нисходящей,навсегда увязнув во вторичности и самоповторах.Диск 90-го ,будь он выпущен какими-нибудь дебютантами ,был бы начисто размазан муз критиками за явную Helloween-щину и прущий из всех щелей инфантилизм.Одухотворённый голос Дикинсона и взвинченная игра гитар с 92-го уже утомляют своей монотонностью,а тем более радостное напихивание после 95-го в альбомы по 14 никакущих композиций ,вместо прежних 8-ми качественных,что стало только изнурять слушателя.Iron Maiden ,а не Helloween безусловно основали Power Metal ,который заключается в длиннейших быстрых бесформенных соло покрывающих всю композицию,в ущерб смыслу и мелодии каждого трека. Поменяв вокалиста в 94-м году ,Мэйден ,как и Присты чуть позже,совершенно не угадали с новым фронтменом,взяв плохую копию Дикинсона и неизвестно кого (разве мог Харрис позволить поучаствовать какому-либо независимому или известному певцу?), предсказуемо снизив планку альбомами 95-го и 98-го.Лишь единицы из звезд рока 80-ых(Ozzy,Metallica,UDO) смогли без всякого ущерба влиться в новые тенденции 90-ых,которые как цунами смели всё вокруг.Iron Maiden-это великие дельцы и коммерсанты тяжёлого рока вовремя почувствовавшие и оседлавшие сверхмодную волну,чтобы потом впитать до капли все блага и преференции от своего соучастия в "тяжёлом деле ковки металла".

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

Не они были первыми и главными основателями этого жанра,но они стали в первый ряд его главных популяризаторов.В жанр Heavy они не внесли ничего нового ,всего лишь очень удачно и дружно работая вместе со всеми мэтрами.1-й альбом Мэйден по факту выпущенный в 80-м был сделан уже на фоне нескольких существующих пластинок Judas Priest,Sweet,Riot,Motorhead,Scorpions и даже Saxon(настоящих основателей направления),и потому совершенно не важно ,что они играли в своих пабах до этого.Получилось так,что Мэйден сразу попала в число главных "отцов" Heavy ,просто быстро догнав их и зашагав с ними "в ногу".По факту же Iron Maiden были в числе тех NWOBHM,которые пришли именно "на шаг позади"и,возможно,при другом раскладе не появились бы в своём виде вообще,сгинув ,с характером Харриса, в своих закусочных. Вклад Iron Maiden в тяжёлый рок был не в открытии звука,а в его распространении и популяризации,причём,несомненно по факту,что кроме трёх альбомов(82,83 и 86),совершенно всё их творчество ничем не лучше большинства Hard&Heavy коллективов.Для жанра имеют значение их The number of the beast и Piece of Mind,для всей музыки Somewhere in Time,остальное в их творчестве это либо дубляж самих себя,либо вторичка со всего данного класса.И поэтому можно твёрдо и ясно сказать,что "Железная Дева"не будет основательницей стиля,и даже не будет первой среди равных(ими были Metallica и Judas Priest),но ,тем не менее,она всегда будет в 15-ти главных и фундаментальных команд данного тяжёлого направления,сделав для его расцвета и всеобщей известности очень и очень много.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.