Heavy Metal группа Iron Maiden является одной из "священных коров"тяжёлого рока,будучи давно ограждённой от жёсткого анализа и оценки.Образовавшись в 1975-м году по инициативе невероятно амбициозного басиста Стива Харриса,эта группа характеризовалась очень длинным стартом и хроническими большими проблемами с составом.Основатель и диктатор группы Стив Харрис по причине осознанного отсутствия большой гениальности ,сразу принял на вооружение долгосрочную стратегию"терпение и труд всё перетрут",положившись на систематические массированные выступления,а не на виртуозность музыкальной составляющей,которую(особенно первые годы)неоткуда было взять.И эта стратегия не подвела,принеся группе известность и популярность,за счёт дикого желания и трудолюбия,а не уникальности.Iron Maiden тогда "по тихому"подбирала"хайпы"других коллективов,не обвиняясь в плагиате за счёт нахождения в общей волне.Скромно скопировав у Пристов наличие второго гитариста,Мэйден наконец выпустили в 80-81-м годах свои первые два альбома,включив в них все свои наработки за предыдущие четыре года.Сейчас уже все давно ,спокойно и как само собой разумеющееся воспринимают то,что эту группу-дебютантку 80-81-го годов на полном серьёзе приравнивают по значению к,на самом деле,таким несравнимо более матёрым и основополагающим коллективам как Judas Priest,Motorhead,Scorpions и Saxon,успевшим к 80-му году выпустить уже по несколько альбомов и приобрести известность широкой гастрольной деятельностью,и на разогреве именно у которых и выступала периодически Мэйден ,вплоть до 83-го.Оба первых альбома"Железной Девы" являются рыхлым,полусырым и неотшлифованным материалом,и ни в коем разе даже близко не приближаются к "великим".В 1980-81-ых годах так играл кто угодно ,ни одна из композиций данных альбомов не содержит внятной мелодии и чёткой структуры,Wrathchild скромно переделан со Stormbringer,а вокалист и музыканты команды не блещут ничем поражающим воображение.Оба первых релиза Мэйден производят неизгладимое впечатление какой-то неоструганности и неошкуренности плохо пригнанных друг к другу деревянных композиций карабкающейся наверх группы,ничем на тот момент не отличающейся от других"титанов"Новой волны Британского рока.И не надо эти родовые муки NWOBHM выдавать за перлы гениальности и значимости.Сам(!)Харрис не считает эти альбомы удавшимися и в полном объёме видит их недоделанность и недоработанность(да,только с 90-го они продолжают более качественно играть тоже самое,почтительно заметим мы).Третий альбом 82-го года The Number of The Beast был уже очень большим шагом вперед.
Именно этот уже полностью самостоятельный альбом(и абсолютно ничто до этого)и стал прорывом для этой группы,выведя её к высшему дивизиону тяжёлого рока.Постоянные публичность и гастролируемость коллектива,правильно выбранные Харрисом и Смоллвудом( менеджером группы)для компенсации всех остальных больших недостатков,однозначно дали результат ,а диск 82-го оказался очень популярен(что абсолютно не было гарантированно).Три значительные вещи с этого альбома(,Children of the,Acacia и Hallowed be)явно не тонут в более слабых треках(два из которых тем более просто и без заморочек положены на нулевку Paranoid(Prisoner и Gangland)),а баллада Children of the damned была вторично использована Металликой в 1997-м(Unforgiven 2),что говорит либо об общем композиторе,либо о хорошей коммерческой жилке(и это заметили даже те кому слон отдавил все уши).Сам диск оказался способен на конкуренцию с многочисленными достойными чужими релизами вышедшими в 82-м.Именно с этого года и альбома Мэйден прочно вошла в отряд топ-рок групп которые ,как и они ,значительно лучше и эффектней исполняют свои даже слабые вещи на концертах ,нежели на студийниках(Ozzy,UDO и др.).Опять поменяв барабанщика,группа выпустила в 83-м Piece of Mind сплошь состоящий из чисто "металлических"и достаточно запоминающихся композиций.Но любой не ангажированный и не восторженный ,а наоборот вдумчивый и привередливый критик скажет вам,что:"Да это чистый Heavy,но Heavy на самом деле крепких середняков,которых и другие,и они сами назначили в "Величайшие"".Все вещи с этого альбома достаточно примитивны,а рифы мощны ,но ничем не превосходят тех ,кто в 83-м был в первой десятке.Чем любая "гениальная"вещь с Piece of Minde,допустим отличается по формуле написания от таких"высот"творческой мысли,как Psychophobia и Back to Eden с Cross Purposes 94-го,которые потом уже никто не заметил?Сравним этот альбом с альбомами Black Sabbath,Ozzy или Kiss,вышедшими в тот же 83-й год и почувствуем,что называется ,большую разницу в классе ,выраженную в диапазоне звучания и объёмности всех композиций.Брюс Дикинсон всегда был сильным речитативщиком,а не в полном смысле певцом,что подтверждается наличием всего двух полномасштабных баллад(Children of the damned и Tears of dragon(с сольника94-го))за всё его творчество и тот же Кипелов сильнее его как певец раза в три.Весь период своего поступательного развития 1979-95-го г.группа брала тем,что буквально "не слезала" с публики беспрерывными концертами,тусовками и гастролями.
Powerslave 1984-го года не содержит ни одной стоящей композиции и даже самым упёртым поклонникам будет неудобно его сравнивать с вышедшими в том же 84-м величайшими дисками Металлики,Judas Priest,Scorpions и WASP.Буквально физически стыдно и некомфортно пытаться ровнять эти шедевры со слабым и корявым Powerslave,уже буквально через год содержащем бесстыдный самоповтор с Piece of mind(Duellists-Where eagles dare).Стив Харрис научился выдавать свой поток сознания в длиннейших джемах за невиданные вершины гениальности.В 70-е было много групп характерных длинными гитарными блюзовыми джемами и Iron Maiden стала первой группой заменившей в этих джемах блюз на хэви. Наконец в 1986-м у них выходит Somewhere in time и это был первый (и единственный)их альбом содержащий по настоящему выдающийся,уникальный и идеально отшлифованный материал.Если альбомы 82-го и 83-го хороши,добротны,но"обычны" для Heavy,то Somewhere несомненно внес нечто совершенно новое в звучание тяжёлого рока.Игра уже на высочайшем уровне.Это не чистый метал и ,резко,не глэм царивший тогда,это первый"официальный"альбом стиля Power,а 1-я(Caught Some),2-я(Wasted Years)и 6-я(Stranger in a strange land)вещи просто феноменальны.Somewhere in time 86-го года вообще на первом месте из всего что вышло в рок музыке в 1986-м.Никогда больше Дикинсон так не ПОЁТ,как на этом альбоме.Этот диск прекрасен как по общей структуре,так и по формуле каждой композиции.Великолепны клавиши и ударные,а любой Power группе появившейся после 95-го до этого творения как от неба до земли.Это лучшее что создала Iron Maiden и именно таким (по силе,качеству и обработке)и должен быть альбом претендующий на звание"великого"в своём жанре.Величие музыкального альбома(как,допустим,и кинофильма)заключается в невозможности и бессмысленности каверов на него,и лишь один Somewhere из всего творчества Мэйден попадает под это определение.Именно на Somewhere Мэйден и выглядит великолепной прог-металлической машиной,каковой её и называли иногда.Именно Somewhere,совместно с быстрыми вещами Helloween и Painkiller Пристов и стал основополагающим фундаментом для всего поджанра Power.Этот диск собрал на обложке все отсылки к предыдущему творчеству,записывался на трёх студиях,стал самым дорогим из их работ и скорей всего именно поэтому он и получился столь блестящим.
Диск 1988-го года опять ,как и многие предыдущие ,и последующие работы содержал один супер хит(The evil that (и было ошибкой если он был готов ранее и не был включён в релиз 86-го)),вперемешку с набитым "для объёма" материалом.Альбом можно набить чем угодно ,но как самим музыкантам запоминать и исполнять всё это тогда на концертах?Разительными примерами этой тематики были разногласия Осборна с Йоми по поводу удобства исполнения (у самого Оззи все диски до 2000-го были заполнены классическими ,легко запоминающимися хитами),и диск "Jugulator" Judas Priest,за исполнение ужасного материала которого критики хотели дать Оуэнсу отдельную премию.Тем не менее Мэйденовский диск 1988-го года сильно выигрывает перед последующими их работами за счёт наличия фирменных интродукций перед каждой вещью,которые значительно оживляют альбом и от которых они напрасно отказались впоследствии. Большая часть песен Iron Maiden ,кроме альбомов 82-83-го и 86-го годов характеризуется размытостью и неопределённостью структуры,а также явным дублированием и клонированием друг друга.Музыкантам с другим мозгом ,чем у Харриса было бы чрезвычайно сложно и тяжело запомнить и отличить между собой целый сонм похожих композиций ,из-за их очевидной аналогичности.Недостаток таланта в Мэйден всегда компенсировался диким трудолюбием и желанием зазвездиться.Они сформировали свой культ благодаря постоянным гастролям и выступлениям.С альбома 90-го г.творчество "Железной Девы" медленно и необратимо пошло только по нисходящей,навсегда увязнув во вторичности и самоповторах.Диск 90-го ,будь он выпущен какими-нибудь дебютантами ,был бы начисто размазан муз критиками за явную Helloween-щину и прущий из всех щелей инфантилизм.Одухотворённый голос Дикинсона и взвинченная игра гитар с 92-го уже утомляют своей монотонностью,а тем более радостное напихивание после 95-го в альбомы по 14 никакущих композиций ,вместо прежних 8-ми качественных,что стало только изнурять слушателя.Iron Maiden ,а не Helloween безусловно основали Power Metal ,который заключается в длиннейших быстрых бесформенных соло покрывающих всю композицию,в ущерб смыслу и мелодии каждого трека. Поменяв вокалиста в 94-м году ,Мэйден ,как и Присты чуть позже,совершенно не угадали с новым фронтменом,взяв плохую копию Дикинсона и неизвестно кого (разве мог Харрис позволить поучаствовать какому-либо независимому или известному певцу?), предсказуемо снизив планку альбомами 95-го и 98-го.Лишь единицы из звезд рока 80-ых(Ozzy,Metallica,UDO) смогли без всякого ущерба влиться в новые тенденции 90-ых,которые как цунами смели всё вокруг.Iron Maiden-это великие дельцы и коммерсанты тяжёлого рока вовремя почувствовавшие и оседлавшие сверхмодную волну,чтобы потом впитать до капли все блага и преференции от своего соучастия в "тяжёлом деле ковки металла".
Не они были первыми и главными основателями этого жанра,но они стали в первый ряд его главных популяризаторов.В жанр Heavy они не внесли ничего нового ,всего лишь очень удачно и дружно работая вместе со всеми мэтрами.1-й альбом Мэйден по факту выпущенный в 80-м был сделан уже на фоне нескольких существующих пластинок Judas Priest,Sweet,Riot,Motorhead,Scorpions и даже Saxon(настоящих основателей направления),и потому совершенно не важно ,что они играли в своих пабах до этого.Получилось так,что Мэйден сразу попала в число главных "отцов" Heavy ,просто быстро догнав их и зашагав с ними "в ногу".По факту же Iron Maiden были в числе тех NWOBHM,которые пришли именно "на шаг позади"и,возможно,при другом раскладе не появились бы в своём виде вообще,сгинув ,с характером Харриса, в своих закусочных. Вклад Iron Maiden в тяжёлый рок был не в открытии звука,а в его распространении и популяризации,причём,несомненно по факту,что кроме трёх альбомов(82,83 и 86),совершенно всё их творчество ничем не лучше большинства Hard&Heavy коллективов.Для жанра имеют значение их The number of the beast и Piece of Mind,для всей музыки Somewhere in Time,остальное в их творчестве это либо дубляж самих себя,либо вторичка со всего данного класса.И поэтому можно твёрдо и ясно сказать,что "Железная Дева"не будет основательницей стиля,и даже не будет первой среди равных(ими были Metallica и Judas Priest),но ,тем не менее,она всегда будет в 15-ти главных и фундаментальных команд данного тяжёлого направления,сделав для его расцвета и всеобщей известности очень и очень много.