Найти тему
Физкультура в школе

"Свободный урок" - что это и для чего он нужен?

Оглавление

Помните ли вы свои уроки по физкультуре? Построение, строевая, нормативы..

Обычно после всего этого в конце урока у нас было минут 10-15 времени для спортивных игр. Играли либо в то, что положено по рабочей программе (волейбол,баскетбол), либо отталкивались от условий инфраструктуры (к примеру, очень сложно играть в волейбол когда в вашем распоряжении всего половина зала, поэтому играли в стритбол на одно кольцо). Часто мы ждали конца четверти, когда учитель позволял нам играть весь урок без сдачи всяко-разных нормативов.

Игровой урок (волейбол), 2011г. Из личного архива (я в салатовой футболке:)
Игровой урок (волейбол), 2011г. Из личного архива (я в салатовой футболке:)

Вспоминая весь тот полученный опыт я убежден, что в то время физруки были нацелены именно на выполнение рабочей программы и сдачи нормативов. К сожалению, практически идентичная ситуация наблюдается и в наши дни, когда учителю важнее чтобы ученик пробежал километр за 5 минут и получил знак ГТО, чем поиграл в какую-нибудь интересную подвижную игру.

На сегодняшний день и без того очень сложно сделать так, чтобы ученик регулярно занимался физкультурой без ворчания и раздражения. Считаю, что важно чаще давать возможность выбирать для себя "свободный урок".

ЧТО ТАКОЕ "СВОБОДНЫЙ УРОК"?

Все просто. Свободный урок - это урок, на котором ученики вместе с учителем выбирают, чем хотят заняться на уроке.

Как происходит обсуждение свободного урока:

В начале урока вы предлагаете ученикам подобный формат. Если им на сегодня это подходит - они с удовольствием соглашаются. Бывают ситуации, когда ученики отказываются от свободного урока в пользу урока по плану. Причины бывают разные: нравится раздел урока, хочется получить отметку или сдать норматив и т.д.

-3

Ниже я приведу объективные причины полезности данного формата урока

1. Ученик может интересно провести время, занимаясь спортом

Кажется, что дать возможность выбрать и заняться каким-то видом спорта на уроке это лучше, чем заставлять ученика заниматься по требованию. Повторюсь, на сегодня очень важно сделать так, чтобы дети регулярно занимались физической активностью.

-4

2. Ученик может выбрать даже то, с чем не согласно большинство и заняться этим.

Здесь важно уйти в нюансы. Свободный урок - это урок, на котором дети выбирают чем хотят заняться. Обычно зачастую выбирается какая-либо подвижная игра - пионербол, футбол и т.п. Однако не все любят командные игры. Кому-то больше нравится настольный теннис, кто-то любит играть в бадминтон а для кого-то самый лучший вариант это провести время в качалке или даже быть судьей на игре. Я даю такую возможность на уроке, ведь здесь важно дать ученику сделать выбор, а не двигаться по течению и заниматься тем, чем совсем не хочется.

Ученики после футбола решили передохнуть и поиграть в шашки
Ученики после футбола решили передохнуть и поиграть в шашки

Безопасно ли это? К сожалению, не всегда. При ситуации, когда дети разделяются на несколько "секций" очень трудно сделать урок безопасным. Тут важно понимать - какому классу вы предлагаете данный формат урока. Безусловно, подобный формат для учеников 10-11 классов будет только в радость, при этом почти в 100% случаев они выберут какой-то один вид спорта (обычно, это волейбол)

Не советую пользоваться данным форматом с начальной школой, поскольку для них это наверняка окажется сумбурной историей, где им через некоторое время всё станет не столь интересно и дети попросту начнут беситься , тем самым , вероятнее всего, травмы на уроке будет не избежать.

3. Ученик может снять напряжение после трудного учебного дня.

Часто замечал, что в день перед контрольной у ребят есть небольшое волнение. Некоторые даже просили меня подтвердить их симуляцию, чтобы уйти после физкультуры домой и не "получить пару по русичу за контрошу".

-6

Еще бывают случаи, когда ученики приходят уже после контрольной на урок и среди них бывает много расстроенных ребят. В таких случаях считаю правильным предложить свободный урок, поскольку дети смогут хоть на какой-то момент переключиться, занимаясь тем, что им нравится а не тем, что от них требуют.

Безусловно, есть минус данного формата. Ребята иногда приходят с желанием провести свободный урок чуть ли не на каждом занятии. Этого делать, конечно же, не стоит, иначе вы потеряете стремление к занятиям у ребят. Тут можно придумать формат мотивации а-ля "если все ученики в течении недели будут активно заниматься, то свободный урок будет не за горами".

ВАЖНО:

Свободный урок не означает, что дети пришли, выбрали чем им хочется заняться и побежали развлекаться. Нет! Во-первых, разминку никто не отменял. Во-вторых, даже подобный формат должен иметь какой-то регламент с набором правил. Иначе есть вероятность получения травмоопасных ситуаций.

Ниже прикреплю свою недавнюю статью о том, можно ли избежать травму на уроке физкультуры и кто вообще виноват в частых травмах

Спасибо за просмотр! Жду ваших комментариев с личным мнением и вопросами.

Травмы на физкультуре: можно ли их избежать? Причины возникновения
Физкультура в школе4 сентября 2022