Помните ли вы свои уроки по физкультуре? Построение, строевая, нормативы..
Обычно после всего этого в конце урока у нас было минут 10-15 времени для спортивных игр. Играли либо в то, что положено по рабочей программе (волейбол,баскетбол), либо отталкивались от условий инфраструктуры (к примеру, очень сложно играть в волейбол когда в вашем распоряжении всего половина зала, поэтому играли в стритбол на одно кольцо). Часто мы ждали конца четверти, когда учитель позволял нам играть весь урок без сдачи всяко-разных нормативов.
Вспоминая весь тот полученный опыт я убежден, что в то время физруки были нацелены именно на выполнение рабочей программы и сдачи нормативов. К сожалению, практически идентичная ситуация наблюдается и в наши дни, когда учителю важнее чтобы ученик пробежал километр за 5 минут и получил знак ГТО, чем поиграл в какую-нибудь интересную подвижную игру.
На сегодняшний день и без того очень сложно сделать так, чтобы ученик регулярно занимался физкультурой без ворчания и раздражения. Считаю, что важно чаще давать возможность выбирать для себя "свободный урок".
ЧТО ТАКОЕ "СВОБОДНЫЙ УРОК"?
Все просто. Свободный урок - это урок, на котором ученики вместе с учителем выбирают, чем хотят заняться на уроке.
Как происходит обсуждение свободного урока:
В начале урока вы предлагаете ученикам подобный формат. Если им на сегодня это подходит - они с удовольствием соглашаются. Бывают ситуации, когда ученики отказываются от свободного урока в пользу урока по плану. Причины бывают разные: нравится раздел урока, хочется получить отметку или сдать норматив и т.д.
Ниже я приведу объективные причины полезности данного формата урока
1. Ученик может интересно провести время, занимаясь спортом
Кажется, что дать возможность выбрать и заняться каким-то видом спорта на уроке это лучше, чем заставлять ученика заниматься по требованию. Повторюсь, на сегодня очень важно сделать так, чтобы дети регулярно занимались физической активностью.
2. Ученик может выбрать даже то, с чем не согласно большинство и заняться этим.
Здесь важно уйти в нюансы. Свободный урок - это урок, на котором дети выбирают чем хотят заняться. Обычно зачастую выбирается какая-либо подвижная игра - пионербол, футбол и т.п. Однако не все любят командные игры. Кому-то больше нравится настольный теннис, кто-то любит играть в бадминтон а для кого-то самый лучший вариант это провести время в качалке или даже быть судьей на игре. Я даю такую возможность на уроке, ведь здесь важно дать ученику сделать выбор, а не двигаться по течению и заниматься тем, чем совсем не хочется.
Безопасно ли это? К сожалению, не всегда. При ситуации, когда дети разделяются на несколько "секций" очень трудно сделать урок безопасным. Тут важно понимать - какому классу вы предлагаете данный формат урока. Безусловно, подобный формат для учеников 10-11 классов будет только в радость, при этом почти в 100% случаев они выберут какой-то один вид спорта (обычно, это волейбол)
Не советую пользоваться данным форматом с начальной школой, поскольку для них это наверняка окажется сумбурной историей, где им через некоторое время всё станет не столь интересно и дети попросту начнут беситься , тем самым , вероятнее всего, травмы на уроке будет не избежать.
3. Ученик может снять напряжение после трудного учебного дня.
Часто замечал, что в день перед контрольной у ребят есть небольшое волнение. Некоторые даже просили меня подтвердить их симуляцию, чтобы уйти после физкультуры домой и не "получить пару по русичу за контрошу".
Еще бывают случаи, когда ученики приходят уже после контрольной на урок и среди них бывает много расстроенных ребят. В таких случаях считаю правильным предложить свободный урок, поскольку дети смогут хоть на какой-то момент переключиться, занимаясь тем, что им нравится а не тем, что от них требуют.
Безусловно, есть минус данного формата. Ребята иногда приходят с желанием провести свободный урок чуть ли не на каждом занятии. Этого делать, конечно же, не стоит, иначе вы потеряете стремление к занятиям у ребят. Тут можно придумать формат мотивации а-ля "если все ученики в течении недели будут активно заниматься, то свободный урок будет не за горами".
ВАЖНО:
Свободный урок не означает, что дети пришли, выбрали чем им хочется заняться и побежали развлекаться. Нет! Во-первых, разминку никто не отменял. Во-вторых, даже подобный формат должен иметь какой-то регламент с набором правил. Иначе есть вероятность получения травмоопасных ситуаций.
Ниже прикреплю свою недавнюю статью о том, можно ли избежать травму на уроке физкультуры и кто вообще виноват в частых травмах
Спасибо за просмотр! Жду ваших комментариев с личным мнением и вопросами.