В сентябре 2022 года выйдет переиздание книги Джона Сибрука «Машина песен. Внутри фабрики хитов» — совместный проект издательства Ad Marginem и Института музыкальных инициатив. Предзаказ уже открыт.
Джон Сибрук, американский писатель и журналист, в своей книге исследует феномен популярной музыки и пытается понять, что именно делает песню хитом. Почти за каждой песней Бейонсе, Рианны, Кэти Перри и Тейлор Свифт стоят одни и те же композиторы и продюсеры — Макс Мартин из шведской студии Cheiron, Доктор Люк, Эстер Дин, Фаррел Уильямс, Трики Стюарт, Тимбалэнд и команда Stargate. Они — «Спилберги и Лукасы наших наушников», но о многих из них мы ничего не слышали, во имя иллюзии, будто исполнители пишут свои песни сами. Сибрук подробно разбирает устройство «фабрик хитов» и процесс создания песен, покоряющих вершины чартов. В конце концов он приходит к выводу, что в хитах важна не оригинальность, а «математика мелодии», где всё подчинено строгой логике и находится на своем месте.
Попутно с описанием внутреннего мира «фабрик хитов» книга рассказывает о становлении всемирно известных бойзбендов, о рождении суперзвезд и продюсерских промахах, о феномене кей-попа и технологических изменениях, повлиявших на музыкальную индустрию, — от компакт-дисков до iTunes и первого музыкального стриминга Spotify. Перед нами открывается не только «кухня» песен, но и шире — история поп-музыки с начала нулевых до 2015 года, когда книга вышла на английском языке.
На русском языке «Машина песен» впервые появилась в 2016 году. Переиздание — совместный проект Ad Marginem и Института музыкальных инициатив с примечаниями музыкального редактора Артема Макарского, отражающими произошедшие изменения. За семь лет книга не утратила актуальности. Большинство продюсеров и авторов песен, упомянутых в книге, продолжают создавать хиты (на момент создания пресс-релиза «Break My Soul» Бейонсе, спродюсированная Трики Стюартом, среди прочих, занимает первую строку Billboard Hot 100). Новые имена создаются новыми «фабриками хитов», и только редкие самородки вроде Билли Айлиш сами пишут свои песни. Сибрук доказывает, что в популярной музыке так было всегда, со времен шлягеров, а что будет дальше — увидим.