Найти тему
Мама Научит

Как Маша из "Папиных дочек" стала учителем физики. И почему на самом деле 30% школьников не могут освоить школьную программу

Оглавление

Сериал я смотрела изредка, но основных персонажей знаю. И каково же было мое удивление, когда в какой-то момент я увидела, что Маша - классическая дурочка-красавица - вдруг стала учителем физики... Как?

Из сериала "Папины дочки"
Из сериала "Папины дочки"

Чтобы понять, что такое в принципе возможно, обратимся к исследованию американского ученого Эдварда Дейла, которое стало популярно еще в середине прошлого века.

Конус Эдварда Дейла показывает, как мы усваиваем информацию

Обратите внимание на иллюстрацию.

Иллюстрация из книги Т.  Медведевой "Хочу учиться!"
Иллюстрация из книги Т. Медведевой "Хочу учиться!"

Итак, почему Маша не понимала в школе физику, математику? Потому что основные приемы педагогического воздействия, которые используют учителя: "слушаем меня" и "читаем учебник".

Отсюда ребенок усваивает от 10 до 20 процентов информации. И мало того, эти 10-20% он может реализовать только описывая услышанные или прочитанные факты.

А уровень усвоения 90% достигается, когда человек выполняет реальные действия. И не просто выполняет, а эти самые действия комментирует, описывает. То есть - объясняет.

Не зря же говорят, что самый лучший способ разобраться в сложной теме - объяснить ее другому.

Вас все еще удивляет, что Маша, став учителем, "внезапно" разобралась в физике?

Так почему же 30% современных школьников не могут освоить программу?

Это, кстати, не я придумала. Эти цифры назвала в прошлом году вице-премьер Татьяна Голикова (информация легко находится поиском).

Это те самые 30% детей, которые слушают учителя (или не слушают), читают учебники (или не читают), смотрят картинки, иллюстрации, видео (или не смотрят), но при этом не применяют знания даже на уровне воспроизведения, не выполняют задания.

Ведь у нас как получается:

- Ой, мой Петечка стесняется отвечать у доски. Его нельзя принуждать.

И сидит Петечка, пишет что-то в тетради. С доски "срисовывает". У него все работы есть. Ах, какой старательный мальчик, только стеснительный. Странно вот, что на контрольных ничего решить не может. Но это же от стресса...

А ведь, чтобы усвоить хотя бы 70% информации, необходимо:

  • участвовать в дискуссии (читай: отвечать на вопросы, но на просто вопросы на воспроизведение, а вопросы на понимание);
  • выступать с речью (читай: отвечать у доски, произнося монолог).

Вот такая "арифметика". И иначе выше 30% не подняться.

А если надо усвоить 90% и выше, необходимо выполнять реальные действия, связанные с полученной информацией. И не просто выполнять, а уметь эти действия объяснить. Весь свой "путь" рассуждения: почему делал так, а не иначе, какое правило применил.

Не зря в советской школе "прикрепляли" отличника к двоечнику - объяснять материал. Вот только пользы от этого было больше отличнику.