Пару слов о режиссере. Я смотрел другой фильм Леоса Каракса, тоже по факту фантастический: Корпорация «Святые Моторы». Суть сюрреалистического кино можно трактовать по-разному. Герой переодевается и гримируется в различных персонажей, его развозят на белом лимузине той самой корпорации. И он участвует в событиях, которые кому-то покажутся набором несвязанных драматичных и нелепых сцен.
А кто-то подумает, что так он обыгрывает важные для вселенной моменты, будто в сериале «Квантовый скачок». Фильм непрост, и, забегая вперед, скажу, что «Аннет» смотрится гораздо легче и недвусмысленней.
В одной из первых сцен режиссер «Корпорации «Святые Моторы»»» сделал ремейк своего же отрывка из киносборника «Токио!». Мерзкого вида бездомный вылезает из канализации и начинает творить непотребства. Тогда я и понял, что одна из отличительных черт Каракса в том, что он пытается показать прекрасное через отвратительное.
И вот на этом мы переходим к исполнителю главной роли Адаму Драйверу. У него талант играть отталкивающих персонажей. Многие знают его как Кайло Рена из последних «Звездных войн». К сожалению, в космической саге все злодеи – сплошь любимые и каноничные: Дарт Вейдер и император Палпатин. Они внушают трепет, но не бесят.
Кайло Рен же вызывал если не отвращение, то недоумение – своими вспышками ярости, странностью и некомпетентностью.
Мюзикл «Аннетт» – тот случай, когда герой и должен отталкивать. Это своеобразная проверка на человечность – он делает ВСЕ, чтобы ему не сочувствовали.
У Генри МакГенри – максимально обезличенное имя. Наверное, приставка Мак должна означать стереотип шотландского взрывного характера. Он – стендап-комик. И самый его большой грех как артиста – он не смешной. Все его выступление держится на оскорблении публики. 20 минут после начала он даже снимет трусы, как бы показывая, куда следует отправиться зрителям.
Конечно, не он первый. Тот же Эдди Мерфи выходил на сцену, пускал ветры в микрофон и посылал публику на три буквы. И зал лежал. Но это было в прошлом тысячелетии, не говоря уже об обаянии Эдди Мерфи.
Странно, что по сюжету Генри популярен, потому что жанр «оскорбительной комедии» в последние годы в упадке. Во многом из-за культуры отмены. К ней в фильме есть отсылка – в сновидении шестеро бывших любовниц комика внезапно вспомнили унижения, которые он им якобы когда-то причинил. Сцена неоднозначная не только в плане ее реальности. Получается, что отчасти она оправдывает культуру отмены – потому что Генри действительно чудовище.
Жену – талантливую оперную певицу Энн – сыграла бесподобная Марион Котийяр. Это блестящий выбор, ранее она получила Оскара за роль Эдит Пиаф. Хотя большинство любителей фантастики наверняка помнят ее по роли жены ДиКаприо в «Начало». Или как подругу лихача из серии «Такси».
Энн будто воплощает все самое прекрасное на Земле. Но что начинается как история о великой любви – превращается в историю о великом злодеянии.
Генри завидует красоте и таланту Энн и пытается найти успокоение на дне бутылки.
Рождение дочери должно спасти их брак, но только в теории. И вот тут обратим внимание на главную деталь фильма, бросающуюся в глаза.
Вспоминается мощная драма «Американский снайпер» Клинта Иствуда. В одной из сцен герой должен был держать младенца на руках. Но в день съемок один из малышей заболел, а второго – не привезли. И Иствуд, чтобы не задерживать процесс, под видом ребенка вручил актеру куклу. Как же картину за это ругали! По слухам, даже лишили заслуженного Оскара.
Аннет же почти весь фильм изображена в виде куклы. Куклы детей часто выглядят зловеще, что доказано серией ужастиков «Чаки». Весь фильм будто ждешь, что Аннет возьмется за нож и отомстит.
Наверное, «резиновый» вид символизирует предметное отношение Генри к дочери. Он хочет доказать себе, что он – хороший отец. Но о ее чувствах мало думает. Одна из первых их совместных сцен очень наглядна в этом плане: Жена оставляет мужа присмотреть за дочерью, а он этим возмущен. Одной рукой он держит малышку, а другой – стакан.
Чтобы спасти брак, они всей семьей плывут на яхте в морское путешествие. Но вместо отдыха нетрезвый Генри скидывает жену за борт. Ее призрак обещает мучить его до конца дней.
Вдовец клянется стать хорошим отцом, но внезапно открывает, что под музыку дочь начинает петь и летать. Генри решает устроить, при помощи дирижера, бывшего возлюбленного супруги, всемирные гастроли.
Двухлетняя девочка быстро становится звездой, хотя еще не умеет говорить.
Вскоре Генри узнает о романе дирижера и его бывшей жены и то, что возможно именно дирижер – отец малышки. И тоже топит его, но уже в бассейне. То есть, возможно он убил обоих родителей Аннетт!
Генри решает перестать эксплуатировать дочь, но во время прощального концерта у нее открывается дар речи. Она открывает всему миру, что ее отец – убийца. Она навещает его в тюрьме, уже настоящая девочка, а не кукла. Она говорит с ним, уходит, а резиновая кукла остается на полу, символизируя освобождение души. Человек, своими руками уничтоживший любовь всей жизни, остается один.
Я почти не испытываю угрызений совести, раскрывая сюжет. Потому что фильм не про сюжет вовсе. Пересказал я «Аннетт» для того, чтобы лишний раз показать – звуковое сопровождение не пересказать никакими словами!
Его, как и саму историю, создала легендарная (но у нас мало оцененная) группа Sparks. Она вдохновила такие прославленные коллективы, как Queen, Pet Shop Boys и Devo. Среди их фанатов – сам Пол Маккартни!
Мюзиклы я оцениваю так – если в нем несколько хороших композиций – это отличный мюзикл. А в «Аннетт» почти вся музыка великолепна!
Трогательная любовная тема, проходящая через весь фильм, от матери к дочери через отца – We Love Each Other So Much. Невероятно эпичная Hyper Bowl, чем-то напоминающая All about us группы Тату. Сказочные Forest Intro и Baby Aria способны растопить сердце.
Недавно мне долго пришлось объяснять значение слова «гротеск». А нужно то было – всего лишь показать «Аннетт»!
Мрачные, но атмосферные декорации как бы говорят – это не фильм, это представление. Искусство, а не развлечение. Сатира над знаменитостями, не скатывающаяся окончательно в пародию и фарс.
Она навеяна судьбой О. Дж. Симпсона, которого судили за убийство бывшей жены и ее друга, что прекрасно показано в первом сезоне «Американской истории преступлений». Еще одна отсылка – участь актрисы Натали Вуд, которая упала за борт и утонула. В случившемся долгое время подозревали ее ревнивого мужа – актера Роберта Вагнера, чья карьера переживала спад.
А с другой стороны это версия «Пиноккио». Кукла с талантом, злой «Карабас-Барабас», ее эксплуатирующий… А в конце она превращается в человека.
Я бы сказал, для ценителей жанра, но жанр трудно определить. Sparks экспериментировали с музыкой всю жизнь - и этот фильм тоже эксперимент. Не только над малышкой Аннет, но и над зрителями, которым приходится постоянно удивляться. В общем, фильм приглянется скорее любителям мюзиклов, нежели фантастики. Ибо музыка в нем просто божественная!
Спасибо Вам за внимание! Отдельная благодарность замечательной администрации сообщества Sparks. Ron & Russell Mael, материалы которого использовались при подготовке статьи. Если Вас заинтересовала «Аннетт» и ее музыкальное сопровождение – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!