Драмеди “Идиоты” (Idioterne, Dogme 2, 1998) – относится к кинематографическому направлению, идейным вдохновителем которого стал датский режиссёр Ларс фон Триер. К манифесту с 10 правилами, известных как обет целомудрия, иллюстрирующими то, каким должен быть фильм, присоединился Томас Винтерберг. Именно Триеру и Винтербергу (Festen. Dogme 1, 1998) принадлежат два самых главных фильма этого направления (хотя на самом деле всего их насчитывается 245, плюс/минус). Другие режиссёры, снимавшие фильмы в рамках этого направления, пренебрегали правилом №10 – они всё же указывали своё имя в титрах.
Ларс фон Триер работал над своим проектом “Королевство” (Riget), который выходил в 1994 и в 1997 годах по четыре серии (всего восемь в двух частях). В тот период ему пришло осознание, что “кино замордовано красотой до полусмерти”. Мини-сериал он снимал на ручную камеру, без установки традиционного освещения и без применения привычного монтажа. Так, его картина получилась со смазанным цветом и зернистыми планами. Таким образом, как пишет Википедия: “Найденный интуитивно, этот стиль был положен в основу идей концептуального манифеста и 10 правил группы “Догма 95”, созданной в 1995 году”.
Ларс фон Триер послал их с Винтербергом манифест шведскому мастеру Ингмару Бергману и предложил ему тоже снять фильм по правилам “Догмы”. Бергман ответил отказом. Триер рассказывает: “Но я ведь считаю его своим духовным отцом, а у него самого проблемы с его духовным отцом. Он же не получил ответа от Господа Бога, ну а я не получил от него, так что всё в норме. И потом было бы странно получить ответ от человека, который снял фильм “Молчание”.
Сюжет фильма Idioterne, Dogme 2
Компания состоятельных взрослых людей решает провести свой летний отпуск, “придуриваясь”. Они собрались в коммуне Сюллерод, каждый день придумывая место, куда они отправятся и будут “выпускать своего внутреннего идиота”.
При просмотре даже вспомнила участников американского телевизионного сериала Jackass с канала MTV. В рамках шоу участники выполняли глупые, дурацкие, смехотворные трюки и розыгрыши. Но у Триера есть идея под поведением, а у Джонни Ноксвилла и его коллег целью был именно отрыв.
Объединяет оба эти перфомативные проекта философия Вуди Аллена из “Пурпурной розы Каира” (1985): “Способность выбирать – самая характерная особенность человека”. Они принимают решение жить той жизнью, которую нам, зрителям, позволено посмотреть на экране.
Мои мысли по поводу фильма “Идиоты”
Изучение границ дозволенного, морали, духовных скреп. Люди ищут в себе внутреннего идиота, чтобы познакомиться с ним и по возможности подружиться. При этом его бы ещё нужно вывести и в люди, чтобы все знали, что он есть.
Будучи в коммуне, где "все такие", - это легко, но мало кто согласится вести себя как дурак за чётко очерченными пределами. Всё же "выходить за обозначенные пределы" никто не хочет. Границы жёсткие и отклоняющееся поведение сразу квалифицируется как психбольной.
Это очень поверхностное мнение. Фильм намного глубже и умнее, чем демонстрация взрослых людей, которые создают неловкую ситуацию в ресторане, мешая обедать чопорным датчанам.
“Проповедовать банальную и универсальную точку зрения — всё равно что ловить рыбу на мелководье”, говорится у Стига Бьоркмана в “Ларс фон Триер: Интервью” (2008).
“Торжество” Томаса Винтерберга мне показалось злее и прямолинейнее “Идиотов” фон Триера. Винтерберг безжалостно относится к своим действующим лицам, потом эта бескомпромиссность доработалось в "Охоте". Там это усилилось резким чётким планом, подчёркивающим холодную реальность.
У Ларса фон Триера мир получился правдоподобным (правдоподробным), потому что он изложил свою историю с дурачащимися взрослыми так, что картина получилась действительно ненаигранной, словно зритель подсматривает за вечеринкой некой компании. Он следует своему правилу: “Съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм”. В Торжестве всё-таки больше классического монтажа, без которого не получились бы те планы, которые присущи классическому кинематографу. У него есть эффектные приёмы, которые создают кино-кино, а у Ларса фон Триера кино искреннее, выполненное добросовестно по правилам.
В своём фильме Ларс фон Триер высмеял богатые слои населения. Он сделал из состоятельных же жителей Копенгагена придуривающихся отдыхающих, которые издеваются над себе подобными. На них реагируют, конечно, плохо. Естественно, смотрят косо, выставляя невидимую границу, якобы они всё равно выше, потому что здоровы. Получается сложная иерархия – представители одного слоя выстраиваются уровнями и оценивают друг друга по поведению и интеллектуальному развитию. При этом представители коммуны боятся терять свои места из обычной жизни – там они получают зарплату, там у них есть дети, жёны и любовницы. Они могут устраивать групповухи, есть чёрную икру (и придуриваться с ней) и при этом презрительно относятся к реальным душевнобольным.
На лекции, посвящённой разбору этого фильма, я узнала термин, которым можно описать членов коммуны Сюллерод. Это Gauche caviar, икорные леваки. Это уничижительный французский термин для описания человека, который называет себя социалистом, но при этом ведёт образ жизни, противоречащий социалистическим ценностям.
Они ведут себя как голуби, которые показывают задницу коту, сидя на карнизе, а кот в это время находится за двойным стеклом и не может их достать. То есть как раз именно это я и имею в виду – они знают, что им есть куда вернуться, поэтому поиграть можно какое-то время.
Ключевым героем этой истории является девушка Карен. Она появляется в самом начале фильма. Она сидит в ресторане с отрешённым видом. На неё обращает внимание Стофер, идейный вдохновитель “придуривающихся”. Он берёт Карен за руку и буквально вводит её в компанию.
В "Идиотах" мне понравилась выстроенная логика. Триер так классно выбрал последовательность событий, что в финале становится понятно поведение Карен. И на фоне с ней остальные выглядят как обычные люди. Противопоставление между членами коммуны Сюллерод и отдельно Карен разыграно очень остроумно. Оно показывает, как люди "придуриваются", в то же время Карен и так выглядит странно. А в итоге она поступает странно в рамках своей ситуации, она уже смогла поддаться своему внутреннему идиоту, вызвав недовольство своей семьи. Компания Стофера на её фоне меркнет, потому что они лишь мастера перфоманса, а она поступила отчаянно именно интуитивно. Я не буду писать финальную сцену, чтобы не раскрывать интригу.
Суть истории в последовательности. Если бы Ларс фон Триер сразу объяснил образ Карен в фильме, то кино таким бы не получилось. Это как в случае с “Необратимостью” Гаспара Ноэ. Перемонтаж историю Ноэ упростил, по моему мнению.
Как сказал сам Ларс фон Триер: “Я по сто раз на дню прихожу к выводу, что жизнь — совершенно бессмысленная штука. Человек приходит в эту жизнь, скрючивается и уходит, успев запихнуть в себя некоторое количество еды”.
Цитата из Википедии: Правила/Обет целомудрия
- Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
- Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
- Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
- Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
- Оптические эффекты и фильтры запрещены.
- Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
- Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
- Жанровое кино запрещено.
- Формат фильма должен быть 35 мм.
- Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.