Найти тему
Секреты Старого Китая

О влиянии философии на боевые искусства Китая: противостояние даосизма и конфуцианства

Для разнообразия, бытовая сцена из Кореи:) как и Япония, Корея достаточно долго была под сильным китайским культурным влиянием
Для разнообразия, бытовая сцена из Кореи:) как и Япония, Корея достаточно долго была под сильным китайским культурным влиянием

Благодаря одному китайскому преподавателю ушу, обучающих наших соотечественников, встречается воззрение, что "внутренние" стили потому, что они восходят к эндемичному для Китая даосизму, а "внешние" - к инородному исходно для Китая буддизму. Тут кто-то более циничный сразу бы припомнил про мусульманское ушу и предка одного из трех так называемых "внутренних" стилей.

Но мы даже не будет затрагивать тему: а зачем даосам в принципе нужен навык убивать себе подобных?

Сегодня поговорим о вещах более реальных, ибо как известно:

Чтобы понять нацию - надо понять её философию

Мы уже не раз рассказывали о постепенном формировании того мировоззрения, которое в итоге определяло развитие китайского общества, когда начиная с легизма и моизма, конфуцианцы постепенно достроили ту модель, которая просуществовала до Синьхайской революции 1911 года.

Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства

Рассматривать генезис боевых искусств Поднебесной совершенно невозможно без понимания базовых философских идей Дальнего Востока, их возникновения, обоюдного взаимодействия и противодействия друг другу. Иначе просто не понять - как, когда и почему китайское общество пошло именно таким путем развития. А боевые искусства - это лишь часть культуры этой страны, их нельзя рассматривать в отрыве от общества и его взглядов на окружающий мир и место человека в этом мире. И сегодня мы немного затронем такой сложный вопрос, как расхождение воззрений даосизма и конфуцианство. А ещё раз напомню, именно в рамках конфуцианского уклада существовало и развивалось китайское общество, а боевые искусства - вместе с этим обществом, отвечая его потребностям.

Итак, приступим... На всякий случай, напоминаю, что для лучшего понимания сперва полезно зачесть тут и тут. Иначе сложно будет разобраться. :)

Когда Дао утрачено, появляется Дэ.
Когда Дэ утрачено, появляется гуманность.
Когда гуманность утрачена, появляется справедливость.
Когда справедливость утрачена, появляется ритуал.
Ритуал — это вырождение верности и искренности и начало беспорядка в Поднебесной.

Здесь мы, в очередной раз, видим явное противостояние даосизма и конфуцианства. Согласно воззрениям доосизма, обычные люди социума утратили естественное Дэ. И причина проста:

У них слишком много желаний и знаний.

Это во-первых. Кроме того, потакая своим желаниям, люди ищут счастья. Но, с позиции даосизма, это неправильный Путь, ибо когда они хотят удовлетворить слишком много желаний, они получают обратный результат:

Пять цветов ослепляют глаза.
Пять нот притупляют уши.
Пять вкусов утомляют рот.
Скачка и охота убивают разум.
Обретаемые с трудом сокровища мешают правильному поведению

Отсюда вытекает важный момент, создающий противоречие с устоями конфуцианского общества:

нет большего беспорядка, чем не довольствоваться тем, что имеешь;
нет большей вины, чем желание приобретения

Даосизм учит: люди не должны иметь много желаний.

Точно так же их воззрение утверждает: люди не должны много знать. Сразу вспоминается известная цитата из Книги Екклесиаста:

И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;
потому что во многой мудрости много печали;
и кто умножает познания, умножает скорбь

Ибо Знание само по себе уже является объектом желания и побуждает людей больше знать об объектах желания и служит средством достижения этих объектов:

Знание - хозяин и слуга желаний.

Вступая в противоречие с важной концепцией конфуцианства о необходимости постоянно учиться, непрерывно самообразовываться, даосизм учит, что расширяя свои знания, люди перестают понимать, как довольствоваться тем, что есть, и где остановиться:

Когда появились знания и понятливость, возникла и большая фальшь 

Выстраивая государственность, конфуцианцы активно заимствовали идеи легистов, идеи, позволившие появиться на свет первой китайской империи:

Основным средством управления государством являются не проповеди добродетелей, а ясные и доступные пониманию законы, нарушение которых должно сурово и неотвратимо наказываться.
Народ не имеет никакого права обсуждать законы, издаваемые правителем, даже одобрять их он не имеет права. Народ должен лишь слепо повиноваться законам и указам правителя, будучи лишь материалом для его деятельности, подобно глине в руках гончара.

И те и другие понимали важность укрепления обороноспособности страны:

Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна, одобряется также производство простых тканей.

Но даосизм не приемлет общество, где расписано все от и до, где нужно и военное дело, и развитие ремесел как факторы развития общества:

Чем больше в Поднебесной ограничений и запретов, тем беднее народ. Чем больше у людей острого оружия, тем в большем беспокойстве государство.
Чем более искусны ремесленники, тем больше появится вредных изобретений.
Чем больше издавать законов, тем больше будет воров и разбойников

Рецепт построения правильного, с точки зрения даосизма, общества отрицает те устои, на котором это общество выстраивалось веками:

Прогони мудрость, отбрось знание, и люди извлекут стократную выгоду.
Прогони гуманность, отбрось справедливость, и люди будут покорны и сострадательны.
Прогони искусность, отбрось выгоду, и воры и грабители исчезнут

И еще:

Не возвышай достойных, и люди больше не будут вздорными.
Не цени сокровища, которые трудно получить, и не будет больше воров.
Если люди не видят вещей, что возбуждают желания, их сердца не будут смущены.
Поэтому совершенномудрый правит людьми, опустошая их сердца, наполняя их желудки, ослабляя их волю и делая крепкими их кости, всегда лишая людей знаний и желаний.

На этом можно было бы прерваться на некоторое время, однако для понимания масштабов реального влияния даосизма на умы обычных людей и на их повседневное бытие вот вам чутка статистики! Данные взяты из работы "Atlas of Religion in China Social and Geographical Contexts". Автор указан как Fenggang Yang, Center on Religion and Chinese Society.

-2
-3

-4
-5

Интересно количество христиан среди верующих в Шаньдуне, казалось бы издавна даосского региона... Лаошань и Тайшань, опять же. Возможно это как-то связано с иностранными концессиями на полуострове, немецкой и английской, появившихся там после Опиумных войн. Ибо такое распределение больше свойственно прибрежным провинциям. В целом картинка получается прелюбопытная, но над этим еще надо хорошенько подумать...

Продолжение следует...

Дм. Моисеев из дождливого Питера, осень 2022