Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Довольно много вопросов вызывают, с первого взгляда странные, устройства на железной дороге. Когда-то давно я уже рассказывал про то, зачем нужно несколько небольших планок прямо посреди путей (это было устройство контроля схода подвижного состава - УКСПС), теперь же расскажу про еще одно устройство, которое расположено прямо на путях в виде «скопления ящиков», которое также отвечает за безопасность движения. Речь пойдет про системы ПОНАБ и КТСМ.
ПОНАБ - это Пункт Обнаружения Нагрева Аварийных Букс. Следовательно, как понятно из названия, эта система служит для обнаружения нагретых букс, поскольку если букса перегревается - это может привести к сходу и даже крушению. КТСМ является модификацией ПОНАБ и, в свою очередь, расшифровывается как Комплекс Технических Средств Мониторинга.
КТСМ также отличается тем, что имеет помещение поста управления, куда стекается вся информация. КТСМ кстати, в отличие от ПОНАБ, также «умеет» не только нагрев букс определять, однако более подробно о нём об этом я расскажу в другой статье. Но, перед тем как я расскажу, как определяется чрезмерный нагрев букс, считаю важным также упомянуть о том, что вообще такое букса.
Что такое буксы?
Букса является связующим звеном между колесной парой и тележкой вагона и представляет собой коробку, внутри которой размещаются подшипник (ныне используются подшипники качения, раннее применялись подшипники скольжения) и смазочный материал.
Букса сконструирована так, что в нормальных условиях, перегрева из-за чрезмерного трения не происходит. Однако, когда в буксовом узле есть излишек или недостаток смазки, внутри корпуса попала влага или механические примеси (чаще всего - песок), неправильно установлены подшипники, или по другим причинам, букса перегревается, разрушается подшипник, что ведет к заклиниванию колесной пары и возможному сходу. Недавно даже было такое, что букса просто-напросто расплавилась.
Так вот, чтобы своевременно обнаружить перегрев, используются перечисленные выше устройства - ПОНАБ или КТСМ. Дело в том, что на пассажирских вагонах есть датчики, которые предоставляют все данные о состоянии букс проводнику в каждом вагоне. В грузовых поездах, разумеется, такого нет, а машинист грузового поезда заклинивание одной из колесных пар, из-за перегрева и разрушения подшипника, скорее всего, просто не заметит.
ПОНАБ представляет собой, как правило, по две камеры с каждой стороны пути. В них размещены: чувствительный инфракрасный датчик, створки, специальный нагревательный элемент, температура которого точно известна - он служит для калибровки инфракрасного датчика, а также усилители сигнала. Также отдельно расположены магнитные датчики, которые с очень высокой точностью определяют момент проезда колесной пары.
Система работает автоматически: при проезде каждой колесной пары, открываются створки и делается инфракрасный снимок, благодаря которому, также в автоматическом режиме, определяется температура каждой из букс, после чего данные отправляются дежурному по станции.
Если температура превышена, то система по поездной радиосвязи сообщает об этом машинисту, с уточнением вагона, в котором была зафиксирована «проблемная» букса. Также сообщается и конкретная колесная пара, и её сторона.
Существует три уровня тревоги по нагреву букс (за информацию спасибо подписчику Дмитрию Лебедеву). Тревога 0 - это значит, что есть рабочий нагрев, незамедлительная остановка не требуется, а состав будет осмотрен на ближайшей станции, где по графику поезд встанет на обгон, или на смену локомотивной бригады.
Тревога 1 - имеется опасный нагрев, машинист обязан снизить скорость вплоть до 5 километров в час и проследовать до ближайшей станции, где будет произведен осмотр и принято решение - поедет ли вагон дальше, или его необходимо от состава отцепить. Ну и Тревога 2 - это когда требуется немедленная остановка, осмотр производится на месте. Далее принимается решение, может ли поезд следовать до ближайшей станции и с какой скоростью.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!