В среде писателей существует деление на тех, кто планирует сюжет, и тех, кто ненавидит это делать.
Долгое время я относил себя ко вторым. Чем дольше убеждал, что не могу планировать, тем больше находил отговорок и подтверждения тому, что моя лень — это нормально и даже полезно для творчества. В конце концов — у художника должны быть развязаны руки.
К середине "Семиградья" понял, что это не работает. Сюжетные линии запутались и я перестал понимать как довести книгу до конца. Со скрипом начал составлять схему написанного. Пока работал осознал, что в таком же ключе могу сделать план будущих глав. Сначала неловко и в общих чертах, затем все подробнее.
И работа пошла. План дал уверенность и понимание того, что будет дальше. Снизил эмоциональную нагрузку, избавил от боязни садиться писать следующий эпизод. Кое-что из уже написанного пришлось переделать, некоторые сцены выкинуть, другие добавить или поменять местами.
Садясь за план, я вышел из зоны комфорта. Но в итоге получил строгую структуру, в которой все события и действующие лица взаимосвязаны между собой. Передо мной раскинулось полотно сюжета, и именно в этот момент я ощутил себя истинным демиургом.
Свой способ работы над композицией я повторил в рассказе "Два билета на завтра" и до сих пор полностью удовлетворен результатом. План позволяет четко выстроить конфликт, меньше переделывать, добиться глубины изложения.
Я понимаю, что способ, вероятно, подходит не всем, но призываю всех, кто не пробовал, хоть раз это сделать. Драматургия там — где планирование. План может меняться в процессе, но без него повествование становится жидким и расхлябанным, а бесконечные переписывания тратят массу времени, которое можно использовать с гораздо большей пользой.
Никому и в голову не придет, что бизнес, открытый без четкого плана, так же успешен как дело спланированное. Так почему отношение к книге может быть другим?