Всём зашедшим - привет!
Боинг 737 - самый распространенный пассажирский самолёт за всю историю мировой авиации. Создать конкурента американскому авиалайнеры пытались многие авиастроительные корпорации, но получилось это только у европейского концерна Airbus почти через 20 лет после начала эксплуатации 737.
Про одну из таких попыток - Dassault Mercure - читайте здесь: тык
Боинг 737 выпускается с 1966 года, и на сегодняшний день, по статистике, в среднем в воздухе одновременно находятся до 1200 самолётов этого семейства, а известным фактом о том, что каждые 5 секунд где-то в мире взлетает один 737, очень гордятся на заводе в Сиэтле.
Начиная с 1965 года было выпущено более 13 500 самолетов этой модели, разделённых на четыре семейства: Original, Classic, New Generation и MAX, и каждое из этих семейств включало несколько модификаций, как пассажирских, так и грузовых.
Цикл статей про поколения Боинга 737 читайте здесь:
Понятно, что за почти 60 лет производства самолет претерпел огромные изменения. Боинг, хоть и авиастроительный гигант, был обязан шагать в ногу со временем, а после появления конкурентов в лице европейских коллег - и пытаться опередить время. В сегодняшней статье предлагаю посмотреть, как происходила техническая эволюция 737-х на примере оборудования в кабинете самолёта.
Семейство 737 Original
Семейство самолетов Boeing 737 Original включает в себя три модификации - 737-100, 737-200 и 737-200Adv.
Кабина "оригинальных" 737-х была стандартной для 60-х годов. Стрелочные индикаторы, которые пилоты называли "будильниками", навигация по радиомаякам - более совершенных технологий в широком доступе в то время ещё не было. Тем не менее, кабина была прорывом для своего времени - ведь Боинг 737 стал одним из первых авиалайнеров в мире, рассчитанных на управление только двумя пилотами. Из "плюшек" в кабине самолётов этого семейства можно отметить погодный радар, который размещался посередине между пилотами. Да, оборудование в кабине было вполне современным по меркам своего времени, но, скажем по правде, не отличалось богатством - например, британский Тридент (тык) был оснащён гораздо большим количеством упрощающих жизнь пилотам приборов.
Но такими кабинами, оказывается, были оснащены не все 737. Точнее, с завода - все, но вот доработок было множество. Самым интересным, на мой взгляд, является модифицированная "стеклянная кабина", созданная для авиакомпании Nolinor Aviation. Их 737-200, эксплуатируемые в Канаде, кроме того, что с завода являются грузо-пассажирской версией "combi" и оснащены комплексом устройств, позволяющих эксплуатировать самолёт с грунтовых, ВПП, оснащены новым навигационным комплексом, основанном на блоках 737NG:
Семейство Classic
Семейство самолетов Boeing 737 Classic включает в себя три модификации - 737-300, 737-400 и 737-500.
Кабина самолетов семейства Classic стала одной из первых, в которых устанавливалась EFIS - electronic flight indication system. Если говорить простым языком, то EFIS - это система из дисплеев, на которых отображается информация, поступающая с датчиков самолёта. Кабина стала гораздо удобнее, также именно на этом семействе 737 впервые появился продвинутый автопилот с возможностью автоматического полета по маршруту, а также (по желанию заказчика) метеорадар. Самолеты семейства Classic стали популярны в России - 737-500 и 737-400 долгое время составляли основу флота некоторых авиакомпаний.
Однако, и среди 737 classic существовали варианты: так, например, на первых самолётах, поставленых авиакомпании Southwest, в кабине не было намёков на экраны:
Кроме того, в Канаде (Mid-Canada Mod Center (MC2)) модифицируют "трехсотки", аналогично "двухсоткам". Самолёты получают новое оборудование в кабине, систему "syntetic vision", возволяющую совершать посадку в плохих метеоусловиях, и многое другое.
Семейство NG
Самые часто встречающиеся на сегодня лайнеры 737 - именно поколения NG. Boeing 737NG - это технически абсолютно новое семейство, имеющее, за исключением конструкции фюзеляжа, мало общего с первыми моделями Boeing 737. Главными изменениями стали новое крыло, новая авионика, усовершенствованные двигатели. Однако кабина NG для сохранения преемственности осталась очень похожей на кабину "классики", небольшие изменения коснулись некоторых панелей. Поэтому для пилотов эти самолёты даже не считаются разными типами и переучивания с Классики на NG или вообще не требуется, или нужно несколько дней.
737 MAX.
Самолёт унаследовал технические достижения и инновации, появившиеся в Boeing 787 Dreamliner. Экранов в кабине вместо 6 стало 4, однако сохранил все базовые принципы NG, так что переучивание с NG на MAX занимает минимальное количество времени.
Скорее всего, на МАКС-ах история линейки 737 и закончится - всё же, нельзя бесконечно модифицировать лайнер из шестидесятых... (бомбардировщик Б-52 - "это другое"). Но пока основой мирового авиапарка остаются самолёты поколения NG, и до сих пор достаточно активно летают и старые двухсотки, и трёхсотки. Таким образом, в нашем с вами небе в один момент могут находиться самолёты всех поколений 737, этой огромной семьи, прошедшей через года!