Было же все-таки время! В 1814 году наполеоновские войны почти закончились, когда, русская армия дошла от Москвы до города Парижа. Да, конечно, потом случились 100 дней и Ватерлоо, но это был уже излет эпохи.
Так вот парижане в общем и целом не смели ждать от русской армии ничего хорошего. Достаточно было вспомнить сожженную Москву. НО!
Александр Павлович обратился к своим войскам с простой просьбой
«…Не уподобимся же им: человеколюбивому Богу не может быть угодно бесчеловечие и зверство. Забудем дела их, понесем к ним не месть и злобу, но дружелюбие и простертую для примирения руку…»
И французы ждавшие, что в город войдут варвары, с удивлением увидели, что русская армия – это дисциплинированные солдаты, одетые в почти такие же мундиры, ментики и доломаны. Да еще и офицеры сплошь и рядом говорили на чистейшем французском языке. Но самое главное не форма, а благородное поведение русской армии в захваченном городе.
Несколько месяцев генерал-губернатором захваченной французской столицы был генерал Фабиан фон дер Остен-Сакен, Когда он, после заключения мира, сложил с себя губернаторские полномочия, городские власти подарили ему красивый и дорогой оружейный гарнитур с эффектной шпагой, двумя пистолетами, ружьем и всем необходимым снаряжением.
Кстати, небольшой вопрос по поводу этого необходимого снаряжения. Знаете, зачем в этом гарнитуре молоток?
Все просто, им шомполом пули в ствол забивали. Как там нам рассказал Александр Сергеевич:
«… Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок…»
Обратите внимание - еще и на то, что ствол граненый, Если посмотреть на пистолеты XIX века, то у большинства на самом деле стволы граненые.
Так вот гарнитур. Благодарные парижане за то, что с ними обошлись корректно, подарили Остен Сакену этот набор красивого оружия. Кстати, оружие делал тот же мастер, который в 1807 году готовил другое оружие – в подарок Александру от Наполеона в честь мира в Тильзите. Там, где Россия была совсем не победительницей. И вот теперь все было по-другому, хотя мастер – тот же самый.
А потом, через два десятка лет, в 1835 году генерал Остен-Сакен передал его Николаю I с просьбой, чтобы этот подарок хранился
«в Московском Арсенале… в память поведения наших войск во французской столице и признательности к ним ея жителей…»
Было же время. Умели люди в благородство.
----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.