Когда мы недовольны чьим-то поступком, мы обвиняем оппонента или выражаем претензию в грубой форме. В ответ на это человек защищается, оправдывается или переходит в контрнаступление. В итоге обсуждение претензии перерастает в конфликт.
В консультировании существует техника, которую мы часто предлагаем клиентам. Она позволяет быть услышанным и учит экологично высказывать претензии или просьбы. Суть техники в том, чтобы взять ответственность за свои чувства и показать, что причина недовольства — действия партнера, а не он сам.
«Я-сообщение» — это форма передачи мысли, состоящая из четырех составляющих:
- Наблюдения: мы обращаем внимание на факты, избегаем оценок или интерпретаций
- Чувства: сообщаем собеседнику о своих переживаниях
- Потребности: объясняем, какая потребность стоит за переживанием
- Просьбы: формулируем, что нам хотелось бы от человека
❌ Как не надо:
«Вечно ты сидишь в телефоне, как будто меня не существует!»
✅ Как надо:
«Когда ты сидишь в телефоне за ужином (1 - Наблюдение), я расстраиваюсь (2 - Чувство). Я бы хотел(а) проводить это время общаясь и обсуждая прошедший день (3 - Потребность). Давай попробуем ужинать без гаджетов? (4 - Просьба)»
Попробуйте в следующий раз применить эту технику в общении с близкими и вы удивитесь, насколько они могут быть чуткими и отзывчивыми.
Нина Колосова, когнитивно-поведенческий психотерапевт. Связаться https://t.me/kolosova_nina
#психология #отношения #отношениясдетьми #отношениясмужчиной #конфликтывсемье #нинаколосова