После событий , произошедших в феврале 2022 года, рынок труда начало штормить. Многие компании полностью заморозили найм новых сотрудников. Некоторые - значительно сократили количество открытых позиций и повысили требования к профессиональным навыкам соискателя, но не повысили зарплату.
О такой ситуации принято говорить так: рынок соискателя превратился в рынок работодателя.
Такая ситуация невыгодна ни одной из сторон в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Последствия для бизнеса
На первый взгляд, здесь бизнес может сэкономить. Многие специалисты попали под сокращение. Сократилось количество открытых вакансий. Конкуренция на рынке труда между соискателями растёт. В таких условиях люди крепко держатся за рабочее место.
Вот такую картину демонстрирует раздел статистики вакансий на hh.ru:
Получается, что работодатель может не считаться с мнением кандидатов и сотрудников? Да, может. Разумно-ли это? Нет, и вот почему:
- сотрудники начнут работать на износ: качество труда будет падать. Увеличится количество "выгоревших". Люди чаще будут уходить на больничный. Как следствие, повысится финансовая нагрузка на работодателя, т. к. эти расходы он обязан оплатить
- высокая нагрузка на HR: соискатели будут откликаться на все вакансии подряд, ориентируясь на подход "больше - лучше". От этого качество подбираемого персонала упадёт, т.к. HR отдел может не справится с потоком резюме
- монополия бизнеса на рынке труда: известный американский реформатор Генри Ллойд однажды сказал: "монополия - это бизнес в конце своего пути". Люди не будут эффективно работать, если бизнес относится к ним потребительски
- будет сложнее искать кадры: сейчас рынок испытывает отток специалистов с российского рынка. Особенно это коснулось сферы IT. Люди ищут лучших для жизни условий и ищут возможности для релокации из РФ в другие страны. К примеру, в конце марта 2022 года РБК сообщал о готовности 40% айтишников к переезду
- бизнесу будет сложнее зарабатывать: покупательская способность населения снижается. Люди сокращают свои расходы и начинают экономить. Здесь стоит помнить о том, что все клиенты бизнеса - это люди. Они работают и получают зарплату, которую тратят на покупку товаров. А товары производит бизнес. Возникает вопрос: как продавать людям, если им не на что покупать?
Что происходит?
Обратимся к индексу hh.ru о соотношении количества активных резюме к вакансиям в Москве. Можно заметить, что ситуация на рынке переходит в режим стагнации: на протяжении июня и июля 2022 года индекс не меняется и равен 7,7.
Теперь посмотрим на график по Санкт-Петербургу: похожая с Москвой ситуация. Индекс равен 6,6 и этот показатель не менялся на протяжении июня и июля 2022 года.
Взглянем на ситуацию в России в целом. Из графика ниже видно, что динамика отличается от ситуации по Москве и Санкт-Петербургу. На это есть причина: Москва и Санкт-Петербург - ключевые центры экономики. До регионов последствия кризиса доходят с задержкой.
Что можно сделать?
Любой кризис сулит не только проблемы, но и новые возможности. Важно сместить фокус именно на второе.
Примеры возможных действий работодателя
1) Что: не нагружать сотрудников лишней работой
Зачем: в кризис люди подвержены стрессу. Это ведёт к падению продуктивности и росту раздражительности. Раньше сотрудник мог спокойно отправить отчёт на повторное согласование и забыть о нём. Сейчас любое лишнее действие может быть воспринято в штыки. Если такое происходит редко - это терпимо. Если систематически - ничего хорошего из этого не выйдет.
Как: снизить уровень бюрократии в бизнес-процессах компании. Обратить внимание на цепочку согласований и повторных согласований.
2) Что: оптимизировать или упразднить неразумные траты
Зачем: чтобы минимизировать потери при текущем положении вещей на рынке.
Как: корпоративные выезды, тимбилдинги и прочие мероприятия - дополнительная финансовая нагрузка на бизнес. Сэкономленные деньги можно направить, например, в зарплатный фонд.
Альтернативный вариант: создать систему небольших материальных поощрений для сотрудников, если статьи расходов на мероприятия незначительны.
3) Что: рассмотреть возможность создания системы обучения в компании
Зачем: на рынке труда немало соискателей без коммерческого опыта работы в сфере. Они готовы учиться и работать за адекватное материальное вознаграждение.
Гиганты и крупные организации почти всегда имеют систему обучения и нередко растят своих собственных сотрудников внутри компании. Они не особо охотно нанимают людей со стороны. Здесь у малого и среднего бизнеса есть важное преимущество: гибкость. Внедрив адекватную систему обучения, можно сразу обучать кадры под нужды компании.
Как: ясно и подробно описывать должностные обязанности в вакансии. Например, "размещение контента в социальных сетях" - неудачная формулировка. "Создание и размещение контента в VK, Telegram. В VK - 2 поста в день, Telegram - 3 поста в день" - удачная, в ней есть конкретика.
Платить адекватные деньги. Сотрудник без опыта в сфере - не повод платить МРОТ. Если человек будет жить по принципу "лишь бы выжить", его польза для бизнеса будет стремиться к нулю. Человек просто уйдёт и бизнесу всё равно придётся искать ему замену.
Вывод: не стоит нагружать сотрудников дополнительной работой, которую можно и нужно оптимизировать. Необходимо рассмотреть возможность упразднить неприоритетные расходы и основательно проработать вопрос удержания/найма новых кадров.
Примеры возможных действий соискателя
Сложно предложить что-то особенное, но стоит держать в голове несколько рекомендаций:
- приведите резюме в достойный вид, не составляйте его по принципу "чем больше, тем лучше". 2-3 последних места работы, ваши обязанности и результаты. Пишите лаконично и понятно
- откликайтесь на релевантные позиции. Если понимаете, что у вас не хватает опыта, но вы уже что-то умеете и готовы это продемонстрировать - напишите об этом в сопроводительном письме (рекомендую писать об этом сразу после приветствия)
- ограничьте негативные источники информации. Это рабочая рекомендация, хотя и может показаться странной. Негатив просачивается в ваш текст и речь. HR это заметит
- структурируйте. Глаз должен без труда выделять важную для HR информацию. Это не прихоть HR-специалиста, а необходимость: после просмотра сотен резюме глаз "замыливается", а время - поджимает
Вывод
Соискателям, сотрудникам и бизнесу стоит начать основательно работать над взаимоотношениями. На данный момент экономическая ситуация сложная.
Если все стороны начнут прикладывать усилия для стабилизации ситуации, то у рынка в России могут быть вполне неплохие перспективы.