Интересное заявление сделал помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. Он отметил, что США в принципе не планируют возвращать российским предпринимателям их арестованные за санкции активы. Я думаю, что всё очень просто. Они просто украли всё, что принадлежало нашим олигархам и содержалось на Западе. Они украли и ещё украдут всё, что только можно украсть и отобрать.
Прежде всего, это нарушение и разрушение принципа неприкосновенности частной собственности, который Запад в качестве основополагающего элемента, в том числе своего успеха и экономической свободы, преподносил и преподносит всему миру. В этом смысле, нынешняя ситуация, естественно непростая, но она позволяет выявлять многие вещи и внутри России и за её пределами, оголять их, так сказать, до предела, и начать делать выводы.
Если это внутри России, то это касается неэффективности управления какими-то вещами, необходимости пересмотра экономической концепции, той же самой коррупции, в том числе и в области госзаказа. И если не справиться с ней сейчас, то непонятно, когда вообще с ней можно будет справиться. Я думаю, что многие вещи надо сейчас делать, причём жёстко и твёрдо. В конце концов, президент Путин получил очень серьёзный мандат доверия, и если он его не использует на всех направлениях, то это будет ошибкой.
И что касается экономической ситуации. Мы пытаемся выстоять против санкций, играя по тем правилам, которые мировая экономика и Запад сами же определяют. Я думаю, что этого всё равно будет недостаточно, потому что переиграть можно будет, только начав играть по собственным правилам. В том числе и применяя некие мобилизационные меры в собственной экономике. Пока их всё-таки нету. Всё равно, большая часть экономических активов находится в частных руках. Поэтому, когда мы, условно говоря, требуем чего-то от правительства, то надо понимать простую вещь, правительство не управляет экономикой. Экономикой, в значительной степени управляют частные лица. Какой-нибудь министр, тот же Мишустин, например, может обратиться к этому частному лицу и сказать, давай, надо сделать то-то и то-то. Это частное лицо может послушать, может и не послушать, а может сделать вид, что оно послушало и ничего не сделать. Или хуже того, сделать наоборот, потому что то или иное предприятие являются его частной собственностью. И он считает, что имеет права делать с ним что угодно. А что ему придёт в голову, это одному Богу известно. У него может быть плохое настроение, и даже очень плохое, которое и пытаются создать люди типа Салливана.
И здесь мы возвращаемся к Салливану. Основная задача американцев в отношении к нашим олигархам заключается в том, чтобы создать им плохое настроение. А через это плохое настроение попытаться повлиять и на те решения, которые принимаются руководством страны и на ситуацию в стране в целом. Но в этом случае надо отдавать себе простой отчёт, что мы являемся заложниками той частно-собственнической и капиталистической системы управления в экономике, которая создана в последние тридцать лет. Я не говорю, что она плохая совсем и никуда не годится. Для чего-то она годится. Но для нынешнего времени она, если и годится, то только частично.
Вот, есть простейшая ситуация. Мы часто говорим правительству, что оно должно сделать то, должно сделать сё. При этом забываем простую вещь, что наше правительство экономикой не управляет. Оно может давать рекомендации, может стимулировать за счёт госбюджета то или другое, но оно не может управлять. Оно не может сделать так, чтобы на таком-то заводе начали производить такую-то продукцию, потому что этот завод принадлежит частному лицу. А у частного лица с утра может быть плохое настроение. Он может быть на кого-нибудь обижен, впасть в депрессию, фрустрацию и прочее и прочее.
То есть это совсем не та ситуация, когда в условиях советской мобилизации можно было дать команду, и все побежали её выполнять. Надо ли из этого сделать выводы? Я думаю что надо. Какие? Можно долго обсуждать. Только это обсуждение должно быть не на уровне ток-шоу, а на уровне каких-то консультационных площадок, о необходимости которых я говорил много-много лет. А в противном случае получается, что всё равно они нас давят через свои правила, а мы пытаемся играть в этих же правилах, и при этом как-то уворачиваться. Мне кажется, что ресурс такого уворачивания, он рано или поздно закончится. Только переломив ситуацию через колено, и действуя парадоксально, вне правил, можно мировую систему поставить в тупик.
Возвращаясь к Салливану. Мало того, что они подрывают доверие и к собственной экономике, и всем сообщают, что политические решения превалируют. Я думаю, что в долгую это всё равно будет способствовать изменению экономической и политической ситуации во всём мире.