Найти тему
Лилия Габдрафикова

Бурнаевская мечеть могла остаться единственной мечетью в Казани

Немного в стороне от заезженных туристических маршрутов Старотатарской слободы Казани виднеется минарет Бурнаевской мечети. Краснокирпичное здание мусульманского культа на улице Ахтямова уводит в далекий 1869 год, когда богатый татарский мыловар Мухаметсадык бай Бурнаев решил подарить "своей" махалле каменную мечеть.

Это был третий мусульманский приход г. Казани. Местная мечеть, построенная еще в конце 18 века, была лишь деревянной. Первым имамом служил уроженец Казани - Мустафа Мусин (1769-1836). Сменивший его Шамсутдин бин Забир бин Джагфар (1779-1854) отличался своими глубокими знаниями и являлся Коран хафизом, т.е. знал наизусть Коран. К сожалению, в 1869 году случился разрушительный пожар, который уничтожил большинство строений в махалле, в том числе и мечеть. Поэтому предприимчивый бай сначала организовал временный молельный дом, а потом купил на углу улиц Большой Мещанской и Екатерининской городскую землю и начал строительство каменной мечети. Работы, под началом казанского архитектора Петра Романова, в целом, были завершены в 1872 году. Это было одноэтажное кирпичное здание.

Бурнаевская мечеть в дореволюционное время
Бурнаевская мечеть в дореволюционное время

А вот оригинальный минарет, теперь уже знакомый каждому казанцу и гостям города, был возведен лишь спустя двадцать лет. Это был уже 1895 год, незадолго до кончины Мухамедсадык бая.

Кем же был попечитель "Бурнаевской махалли" Мухаметсадык Бурнаев? Для этого обратимся к трудам историков Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова. Благодаря их многолетним архивным изысканиям, мы можем воспроизвести историю этого здания и прихода весьма детально.

Мухаметсадык бин Курбангали бин Муртаза бин Исмагил бин Юсуф бин Иснай бин Исанкул бин Бурнагул родился 20 января 1826 года в семье казанского купца 3-й гильдии Курбангали бая. Их предки являлись выходцами из старинной деревни Нижняя Береска (совр .Атнинский район РТ). Кстати, представитель того же рода - Ибрагим бай Бурнаев построил в этой татарской деревни каменную мечеть еще в 1769 году, а в 1774 году подарил только что возведенной первой каменной мечети г. Казани (мечеть Марджани впоследствии) древний рукописный Коран. Конечно, в такой семье ориентиром являлось не только стремление к материальному накопительству, но и к духовным ценностям.

Бурнаевская мечеть в наши дни. Фото Л.Габдрафикова.
Бурнаевская мечеть в наши дни. Фото Л.Габдрафикова.

Как и отец, Мухаметсадык Бурнаев торговал пушниной, сырьем, продукцией своего мыловаренного завода. Кстати, дружил он и с основателями Крестовниковского завода (на их базе сейчас работает небезызвестная компания "Нэфис"). Благопристойный мусульманин для своих русских партнеров держал всегда в доме не только всевозможные кушанья, но и шампанское. С удовольствием угощал их, а сам, по словам одного из братьев Крестовниковых, даже не притрагивался к спиртному. В купце Бурнаеве удивительным образом сочетались европейский лоск и мусульманские традиции.

"Несмотря на большое состояние и высокое общественное положение, предприниматель был известен своим довольно мягким характером, отзывчивостью, простотой и скромностью. Огромное внимание он уделял общественной деятельности, живо и энергично откликаясь на нужды горожан вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Купец охотно работал в органах местного самоуправления, различных сословных организациях. Пользуясь огромным доверием избирателей, этот татарский предприниматель оказывался на очень важных и ответственных должностях: заседателя Казанской уголовной палаты (1857—1860), почетного мирового судьи (1869), гласного городской Думы (1871—1898). За заслуги перед государством он был награжден бронзовой медалью в память о войне 1853—1856 гг., золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте (1861), золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте (1863).
Безупречной была и деловая репутация предпринимателя. Не случайно, что он являлся членом Учетно-ссудного комитета Казанского отделения государственного банка по торгово-промышленным кредитам с 1866 под 1898 год. За эту многолетнюю работу по представлению министра финансов купец был награжден золотой медалью «За усердие» на Александровской ленте (1874), золотой медалью с «За усердие» на Андреевской ленте (1879), орденом Святой Анны 2-й степени"
(Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов "Исторические мечети Казани").
Минарет Бурнаевской мечети в наши дни. Фото Л.Габдрафикова.
Минарет Бурнаевской мечети в наши дни. Фото Л.Габдрафикова.

Попечитель третьего мусульманского прихода г. Казани - Мухаметсадык Бурнаев был занят не только строительством мечети, но поиском мулл и муэдзинов для "своей" махалли. Как отмечают исследователи этого вопроса, купцу сначала не везло с ними. И жильем он обеспечивал новых мулл, и другим содержанием, но все как-то не ладилось. То характер имама окажется слишком непредсказуемым (например, Шигабутдин бин Муртаза бин Габдулгазиз), то имам переходил в другой более "престижный" приход (например, Салахутдин Исхаков). В итоге, религиозные требы прихожан в этой махалле долгое время исполнял муэдзин Мухаметгали Бикчурин (уроженец д. Ишимово Тетюшского уезда Казанской губернии).

Дела "Бурнаевской махалли" начали налаживаться лишь с 1880 года, когда муллой избрали Шакира Кулеева, сына буинского купца Абдулзаббара Кулеева. При новом имаме приход превратился из окраинного в одну из основных общин старинного центра Старотатарской слободы. Например, здесь жили представители купеческих семей Юнусовых, Мусиных, а также известный мулла Габдулла Апанаев, автор популярного учебника по арабской грамматике для медресе, он же позднее издатель газеты "Юлдуз" - Ахметхади Максуди. В этом приходе вырос будущий ученый Гали Рахим, его отец тоже был купцом.

Основной вдохновитель прихода - Мухаметсадык Бурнаев умер в 1898 г. Его сын Ибрагим Бурнаев продолжал заниматься предпринимательством, но на рубеже 19-20 вв. активнее создавались различные товарищества и акционерные общества. Не отставали от этих трендов и татарские предприниматели. Поэтому и Ибрагим Бурнаев вел свои коммерческие дела совместно с Бадретдином Апанаевым, Мухметзяном Сайдашевым, Баки Субаевыми (последние, кстати, были к тому же его родственниками).

У 3-го мусульманского прихода появились и новые попечители. Например, в 1899 году казанский купец 2-й гильдии Абдрахим Залюшев пожертвовал Бурнаевской мечети вакуфное имущество - каменный дом с лавкой. Все доходы с этого здания шли на поддержку мечети и мектеба. В начале ХХ века учителем в мектебе работал А.Ягафаров, уроженец деревни Азимов Тетюшского уезда Казанской губернии. Руководил учебным заведением мулла Шакир Кулеев.

Бурнаевская мечеть. Художник Ильяс Айдаров. Фото: www.aidarovart.ru
Бурнаевская мечеть. Художник Ильяс Айдаров. Фото: www.aidarovart.ru
"Бурнаевская мечеть достаточно благополучно пережила революцию и первые годы советской власти. Имамом в этот период здесь служил сын старого хазрата Мухамедфарук Кулеев (указ от 30 сентября 1915 года), отличавшийся прекрасными знаниями и высокими нравственными качествами. Это был блестящий представитель молодого поколения мусульманского духовенства, который, несмотря на преследования эпохи воинствующего атеизма, остался верен прихожанам, до последнего выполняя свой долг духовного наставника и проповедника.
Интересно то, что в тридцатые годы ХХ века даже существовали планы сделать Бурнаевскую мечеть главным и единственным мусульманским храмом города, упразднив махаллю «Марджани». Эта идея долго обсуждалась, но по каким-то причинам так и не была воплощена в жизнь. Поэтому закрытие ее состоялась относительно поздно, в 1939 году, когда практически все городские мечети перестали существовать как религиозные учреждения".
(Р.Р. Салихов, Р.Р. Хайрутдинов "Исторические мечети Казани").

Сегодня Бурнаевская мечеть является не только архитектурным достоянием Старотатарской слободы, но и действующим мусульманским храмом. Мечеть возвращена верующим в 1994 году.