С 1 сентября 2022 в России начнет действовать система единого учета рекламы в интернете, в которой будет храниться вся информация о рекламодателях (физических и юридических лицах, а также ИП), распространителях рекламы и операторах рекламных систем и их посредниках. Все они будут обязаны передавать сведения в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Как это будет происходить
Любая размещаемая на интернет-площадках реклама должна будет регистрироваться. В Роскомнадзор направлять информацию можно будет самостоятельно или через операторов рекламных данных, которые будут собирать данные, обрабатывать их и подавать сведения ЕРИР.
Таким образом, на рекламном рынке появляется новый участник — оператор рекламных данных (ОРД). Он вводится как раз для выполнения обязанности по учету рекламы. Согласно новой редакции закона:
ОРД — «владелец программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уполномоченных указанным федеральным органом исполнительной власти осуществлять [Роскомнадзором] учет рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставлять информацию в такой федеральный орган исполнительной власти [Роскомнадзор]».
Статус ОРД может получить любая обладающая высокотехнологичной инфраструктурой компания, которая прошла аккредитацию на право сбора информации о размещаемой рекламе.
Отбирает операторов комиссия Роскомнадзора, а порядок создания и деятельности этой комиссии, как и условия отбора операторов, утверждены отдельным Постановлением Правительства. Со списком уполномоченных ОРД можно будет ознакомится в реестре Роскомнадзора. Самого реестра пока нет, но его порядок его ведения уже утвержден.
ОРД будут не только передавать данные о рекламе в ЕРИР, но и мониторить рекламу в интернете и анализировать её — при выявлении несоответствия полученной по результатам мониторинга информации (более чем на 5%) той, что подавалась изначально, оператор будет сообщать об этом в Роскомнадзор.
Для обоих способов передачи информации о рекламе — самостоятельно или через ОРД — потребуется:
- регистрация в системе Роскомнадзора;
- аккаунт в ЕСИА;
- усиленная квалифицированная электронная подпись.
Взаимодействие между участниками рекламного рынка и Роскомнадзором будет происходить в электронной форме.
Подавать информацию о рекламе в Роскомнадзор необходимо будет в течение 1 месяца, следующего за календарным месяцем, в котором распространялись соответствующие рекламные материалы.
Сама суть «маркировки рекламы» — в обязанности помечать любую рекламу в интернете как «рекламу» и указывать на рекламодателя и / или сайт, на котором расположена информация о рекламодателе. При этом каких-то конкретных требований к расположению соответствующей отметки или ее размеру на данный момент нет.
Какие данные будут собирать?
Если коротко, то все. Если конкретно, то:
- сведения о рекламодателях;
- сведения о рекламораспространителях;
- сведения об операторах рекламных систем;
- сведения о самой рекламе.
Участники процесса будут обязаны предоставлять свои: ФИО (либо полное и сокращенное фирменное наименование, если речь идет об организации); ИНН; номер телефона или номер электронного средства платежа для иностранного лица; ОГРН / ОГРНИП; место нахождения и адрес / адрес места жительства (пребывания); ФИО действующего без доверенности от имени юридического лица; информацию о заключившим договор с рекламораспространителем, оператором рекламной системы для распространения рекламы лице; сведения об используемой для распространения рекламы информационной системе.
Сведения о рекламе необходимо будет передавать следующие: уникальные числовые обозначения рекламных материалов (ID); описание объекта рекламирования; тип рекламной компании; сведения об использованных для распространения рекламы средствах; об объемах и распределении показов рекламы; о форме распространения рекламы; о сроке размещения рекламы и дате начала рекламной кампании; о параметрах аудитории рекламы; о договорах на размещение соответствующей рекламы, включая информацию о цене).
Как новый закон отразится на рекламном рынке
Совершенно очевидно, что реклама станет дороже. Появятся и штрафы. Ответственность будут нести участники рекламного рынка, информация о рекламе которых будет «неполной, неправдивой, “несвежей” или поступит с опозданием» — по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (Нарушение законодательства о рекламе).