Меня всегда поражало, почему одним людям до дрожи нравится Караваджо, а другим – Пикассо? Почему одни готовы насмерть биться за рок, а другие – за рэп? Откуда эта изначальная предрасположенность? Я помню, как в детстве, когда играли пластинки одних исполнителей, я их не замечала, а на другие замирала и ловила каждый звук. Поэтому точно знаю, что предпочтения в искусстве – это не привитый навык, а уникальная врожденная особенность каждого человека. Я, например, совсем ничего не испытываю от скульптуры и мало понимаю изобразительное искусство. Меня одновременно восхищает море Айвазовского и фэнтези Бориса Вальехо. При этом моё тело сильнейшим образом реагирует на поэзию, музыку и ирландские танцы. Да, именно так я определяю, насколько сильно мне нравится то или иное искусство. Если по мне бегают мурашки и замирает дыхание, значит что-то естественным образом находит отклик во мне.
Могу с уверенностью сказать, что наибольший отклик находит самое изысканное в мире искусство – искусство жить.
Можно целыми днями любоваться невероятной архитектурой Барселоны и Антонио Гауди, с умным видом обсуждать тонкости импрессионизма и смаковать каждое слово такой модной сегодня Веры Полозковой, но после этого уходить в пустоту собственной жизни. Сможет ли дорогое бренди на кухне и тонкое вслушивание в звуки скрипки Дэвида Гаррета и его бурю «Лебединого озера» заменить настоящую палитру эмоций? Нет, это будет лишь подмена настоящей жизни чужой, своих эмоций – чужими, своих поступков – мифическими геройствами из скандинавской Большой Эдды.
В одно время меня сильно удивили слова Л. Н. Толстого, который сказал, что не нужно читать слишком много книг: от этого ум перестает самостоятельно думать. Я тут же провела параллель. Не нужно слишком увлекаться чужими жизнями: от этого своя проходит мимо. И как это легко – поддавшись искушению присвоить себе заслуги чужого искусства! Просто изучив достаточно глубоко какой-либо вопрос, начать думать, будто оно оказывает влияние на твои собственные поступки. Вспоминается ещё одна хорошая фраза из той же книги «Путь жизни»: «Не стыдно и не вредно не знать, - всего знать никто не может, - а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь». Просто замрите на мгновение и честно ответьте себе, нет ли и за вами того же свойства?
На мой взгляд, искусство жизни – это осознанность каждого его мгновения. Например, если вы заметили сейчас за собой, что пару раз притворялись в знании того, чего не знаете, это не значит, что нужно начать себя укорять в этом и жить с чувством вины. Одно лишь умение признаться себе в чем-то – это уже большое достижение. Умение осознать истинность своих поступков и мыслей – это настоящее искусство.
Стоит ли говорить о том, что одно лишь обсуждение литературы не делает никого писателем? Так и обсуждение чьей-то неправоты не делает тебя правым. Стоит ли говорить, что одно лишь обдумывание жизни не является всей жизнью? Анализировать прошлое и мечтать о будущем – это неотъемлемая часть нашего ума. Но я не пожелаю никому жить только в своей голове.
Как часто вы замечали за собой, что идёте домой привычным маршрутом и даже не задумываетесь о том, какие люди проходят мимо вас? Или было ли с вами такое: вы куда-то ехали на машине, а потом обнаруживали, что всё равно повернули к дому? Так наши привычки управляют нами. Привычки, жизнь в своей голове, постоянное обдумывание каких-то мыслей – это всё создаёт некий защитный фон, окружающий нас прочным панцирем, через который даже лучики солнца не могут пробиться.
Остановитесь. Осмотритесь вокруг. Вдохните этот воздух. И осознайте, что самое главное искусство – это искусство жить.
Всем добра!
Вероника Криницкая, ведущий преподаватель Международной Академии Универсальной Йоги Андрея Лаппа, основатель и руководитель студии йоги "Мантра".