Найти в Дзене
Ольга

Я страдаю, когда ребенок радуется

Семья – это система. Все участники данной системы внутренне и внешне живут в соответствии с бессознательными правилами данной системы. Например, когда по сложившимся правилам, отец семейства будоражит всех после того как выпьет (поведение), мать плачет (поведение), дети защищают мать (поведение). Достаточно несложно догадаться о психологическом здоровье детей в такой семье и даже догадаться с какими проблемами дети окажутся в кабинете психотерапевта. Приведу еще и приятный пример: когда сын приходит домой расстроенный, отец закрывается с ним в кабинете и беседует, стараясь помочь (поведение), мама создает расслабляющую обстановку в доме (поведение), ребенок, в итоге успокаивается и помогает родителям по хозяйству (поведение). Микросценарии поведения связаны, конечно, с чувствами, реакциями и так далее, не зря мы говорим именно о системе. Итак, существует устоявшийся механизм. Когда ребенка приводят на терапию, то часто, его симптом (ребенок изгой в классе или его бьют, или же он сам пр

Семья – это система. Все участники данной системы внутренне и внешне живут в соответствии с бессознательными правилами данной системы. Например, когда по сложившимся правилам, отец семейства будоражит всех после того как выпьет (поведение), мать плачет (поведение), дети защищают мать (поведение). Достаточно несложно догадаться о психологическом здоровье детей в такой семье и даже догадаться с какими проблемами дети окажутся в кабинете психотерапевта. Приведу еще и приятный пример: когда сын приходит домой расстроенный, отец закрывается с ним в кабинете и беседует, стараясь помочь (поведение), мама создает расслабляющую обстановку в доме (поведение), ребенок, в итоге успокаивается и помогает родителям по хозяйству (поведение). Микросценарии поведения связаны, конечно, с чувствами, реакциями и так далее, не зря мы говорим именно о системе. Итак, существует устоявшийся механизм. Когда ребенка приводят на терапию, то часто, его симптом (ребенок изгой в классе или его бьют, или же он сам проявляет агрессию) является реакцией на то, что происходит в его семейной системе. Если же этот симптом поменяется на альтернативный, стабильности в системе будет угрожать опасность. Представьте, что в ситуации из первого примера, ребенок перестанет защищать мать. «Спасатель» из треугольника Карпмана выпадает, вся игра сыплется. (Мать перестает чувствовать себя, например, любимой, отец сильным). Поэтому, когда у ваших детей что-то идет не так, задайте честно сами себе вопрос: почему мне (нам) выгодно, чтобы эта проблема у ребенка была? Сначала звучит шокирующе, постепенно приходит ответ. Первый раз на этот вопрос мне ответила восемь лет назад женщина, которая имела серьезное заболевание. Я спросила о ее вторичных выгодах от этой адаптации: почему вам выгодно болеть? - если я болею, я могу жить так, как я хочу, мне никто не указывает, я чувствую себя хорошо и…тогда я могу не рожать ребенка… Конечно, для такой честности с собой необходимо найти время, в беготне сложно услышать настоящий ответ, а если он и придет, то тут же ускользает. Итак, если вы готовитесь к приему у психолога/психотерапевта, спросите себя: если симптом ребенка исчезнет, что хорошее исчезнет из моей жизни? Возможно, ответ на это вопрос поможет вам очень многое поменять самостоятельно. Если же после изменений нужна будет моя помощь – жду вас на своих консультациях очно или по скайпу.