Авторитеты, они разные бывают. Вот подходящую картинку нашла. Сама залюбовалась...
На картинке этой видно, сколько разных видов авторитетов есть.
А есть - часто встречающийся. Его ещё называют дешёвым. Если - дёшево, и речь не о скидке на нужную вещь, а о том, без чего немыслима работа, то может ли педагог, учитель себе это позволить?
Вопрос чисто риторический. Не может. Ни на каких условиях.
Помните барона Ротшильда с его знаменитым: я не настолько богат, чтобы...И дальше - насчет дешёвых вещей. Так вот: по моему мнению, а я не один десяток лет его формировала, нет ничего дешевле, чем дешёвый же авторитет. Уж тут мы - не ротшильды, это точно.
На эту философскую тему можно рассуждать зимой. На каком-нибудь педсовете, семинаре, за "круглым столом"... Их десятками проводят в школах-лицеях-гимназиях-колледжах и еще выше, чтобы педагог, не дай Бог, не начал думать о чём-то другом. Голова у него должна быть занята исключительно такими супернасущными вещами. Предполагается, что это всерьёз может повлиять на процент успеваемости, например. Совершенно зря предполагается, кстати.
А с чего бы в эту субботу, недоболев ещё, взбрело мне на сложную эту тему порассуждать - скажу. С понедельника надлежит мне встретить очередной первый курс, и я волнуюсь, как молодой специалист. И очень я рада этому волнению. "Коль трепет есть, любовь ещё осталась..." Для меня жизненно важно завоевать авторитет именно у первого курса. С плохо скрытой гордостью замечаю, что с годами это уже не так трудно. Мне в этом помогают старшие курсы. Они новичкам (а это их младшие братья-сёстры-друзья-соседи дают наставления: с этой (со мной, значит) не забалуешь. Себе дороже будет, так что ухо востро держи....
Не так трудно, но всё равно - волнительно. И я трепетно жду понедельника и думаю, что надеть и что сказать и как встретить..
А пока - пока я вспомнила конец нашего учебного года.
Всякий раз у нас, как и в любом другом педагогическом коллективе, наблюдается вот какая картинка: с журналами подмышкой ходят руководители учебных групп из кабинета в кабинет к "предметникам" с одной и той же просьбой: ну поставьте вы уже Маше моей приличную оценку. Неплохая она девчонка, а с сентября станет еще лучше. И Алёше вот тут... Он же занял первое место в... (конкурсе строя и песни, перетягивании каната, в фестивале народных танцев).
"Предметник", очумевший от немыслимого количества бумаг, необходимых для того, чтобы "закрыть" год, махнув рукой, ставит. Коллега же просит...
Счастливая коллега бежит к своим питомцам: "Радуйтесь! "Выбила" я вам ваши "тройки"-"четвёрки", а то и "пятёрки." Благодарные питомцы наперебой благодарят её, а по дороге домой говорят друг другу: "А всё-таки "классная" у нас классная!" И ни в чём ей они никогда не откажут и на руках будут носить. Понятное дело, в переносном смысле.
Это - авторитет? Да. Уважают они её? Ещё бы! И родители довольны: "Ой, спасибо вам! Вы им просто вторая мама!" Зардевшаяся "мама" скромно опускает глаза.
При этом кто-то вспомнит "предметника"? Нет. А зачем? Дело-то сделано!
Но иногда - вспомнят. И отнюдь не с благодарностью. Если он не поставит то, что просили. "Ну мы же коллеги!" Но коллегиальность тут будет не при чём. Просто не нужно опускаться до дешевизны отношений педагог-студент. И сессия - это не сезонная распродажа...
Вдруг в середине года уволился у нас один преподаватель, обучавший будущих электромонтёров. Редко, но - бывает такое. Некрасивая была история....Замену ему нашли с трудом. Это был старый инженер, чьей специальностью были линейные сети. Я не знаю, что это такое. А студентам надлежало с его помощью узнать. Они приходили ко мне на пару после занятий с ним. "Ребята, вы чего какие-то...не такие?" "Этот новый препод...прижал нас - еле дышим."
...А в июне у них была защита дипломов. Они защитились блестяще. Все, как один, подошли к "преподу" и пожали ему руку. Он едва справился с волнением, а потом сказал:"Я за вас спокоен."
Нет ничего дороже ТАКОГО авторитета. Они забудут, как стонали на его занятий, как по сто раз сдавали ему "долги" по предмету его. И они навсегда запомнят его личность. Личность авторитетного преподавателя, отвечающего за конечный продукт своего труда.
Кстати, он уволился...
А теперь давайте на минутку представим себе другую картинку: прошли годы. Совсем не много - три, четыре... И осчастливленный заботой "классной" Алёша придет к ней же домой по её просьбе отремонтировать электропроводку. Его этому учили. Он за это получал оценки. Получал! А не зарабатывал. Продолжать? Не стоит, я думаю...Или портниха Маша сошьёт ей к юбилею умопомрачительное платье. Которое никогда не будет надето ввиду его исключительного уродства.
Вывод: можем ли мы позволить себе такую роскошь, как продешевить с авторитетом? Который нам не выдали вместе с дипломом. Который мы зарабатывали. А не получали. У нас не всегда это выходило. Мы делали кучу ошибок. Но мы научились, как быть в авторитете "не за страх, а за совесть."
Бегающие по кабинетам "классные" наверняка это тоже понимают. Но, как Скарлетт, предпочитают подумать об этом завтра. А завтра это себе дороже выйдет.
А как у вас с этим делом, коллеги? Да и не только коллеги? Все ли дорожат авторитетом своим?