Найти тему

Избранная история популярной музыки. 5. Кабаре и рестораны

Оглавление

Традиционно пятая серия моего видеоблога об избранной истории популярной музыки в формате статьи. Для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть.

Предыдущая часть:

Избранная история популярной музыки. 4. Кантри и блюз (читать)

В прошлой главе я рассказал про то, как народная музыка США – кантри и блюз – превратились к 20-30-м годам XX века в популярную и составила конкуренцию вездесущему джазу. А что же в эти времена происходило в Европе?

Кабаре и французский шансон

Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

А в Европе до распространения звукозаписывающих студий и радиостанций народная музыка выползала наружу в первую очередь через формат кабаре, имевший массовую популярность, прежде всего, во Франции. Именно в этой стране в кабаре популяризировался на рубеже XIX и XX веков вышедший из народа жанр французского шансона.

Аристид Брюан. Афиша кисти Тулуза-Лотрека
Аристид Брюан. Афиша кисти Тулуза-Лотрека

Своему культу кабаре обязаны в первую очередь, определённому артисту. Это Аристид Брюан, шансонье, поэт, владелец кабаре, сделавший себе имя и прославивший свои заведения на рубеже веков во многом благодаря своему имиджу: чёрный костюм и красный шарф. Именно в таком образе Брюан был изображён на знаменитых рекламных плакатах культового Парижского художника Тулуз-Лотрека. Главный популяризатор кабаре с конца XIX века, Аристид Брюан умер в 1925 году, оставив после себя богатое наследие.

Мистенгет в Мулен-Руже. Источник: upload.wikimedia.org
Мистенгет в Мулен-Руже. Источник: upload.wikimedia.org

Другой кумир Парижского кабаре — певица и актриса Мистенгет, звезда культового Мулен Ружа, королева Парижского Мюзик-холла. Именно она придумала имидж артистки кабаре с высокими головными уборами из перьев и фишку появляться на своём выступлении, спускаясь с лестницы под бурные аплодисменты.

Морис Шевалье. Источник: images.fineartamerica.com
Морис Шевалье. Источник: images.fineartamerica.com

Легко узнаваемый по своей шляпе-канотье прославленный французский актёр и шансонье Морис Шевалье своему успеху был также обязан если не кабаре, то опереттам и французской эстраде-французскому шансону, из которого вышел в 1910-х годах.

Кабаре и германский разврат

Источник: pictolic.com
Источник: pictolic.com

20-е — начало 30-х годов в Европе — время максимальной свободы как в искусстве, так и в сексе. Если во Франции через культуру кабаре эта свобода носила просто эстетически-эротический характер, то возникшая следом за Францией культура кабаре в Германии стала носить больше развратный характер. Через массово популярные в Германии кабаре по стране полилась своя музыка, вышедшая из низов. Более злободневная атмосфера в противовес французской дружелюбной возникла в Германии как знак протеста после провала в Первой мировой войне и указа германских властей контролировать искусство. Изначально в кабаре массово привлекались певицы и певцы из разных стран, в частности из Франции или США. Но именно в конце 20-х годов в Германии из кабаре вышла главная звезда и во многом противоречивый символ своего времени — певица, актриса и культовая личность под псевдонимом Марлен Дитрих.

Марлен Дитрих. Германия. 1920-е
Марлен Дитрих. Германия. 1920-е

Одна из первых звёзд европейского, а потом и мирового шоу-бизнеса со скандальным имиджем, во многом соответствовавшем развратному духу германского кабаре. Грубая немецкая харизма в противовес сладким французским мордашкам, мужские костюмы и намёк на однополую сексуальную ориентацию.

После оглушительных успехов в родном немецком кино в начале 30-х Дитрих уезжает покорять Голливуд и там и остаётся, отвергая просьбы пришедших к власти нацистов вернуться. К слову, к началу нацизма кабарешная лавочка быстро прикрывалась. Весь сумасшедший разврат в Германии сходил на нет и оказывался в концлагерях, обвиняемый в вырождении по сексуальной ориентации. А Марлен только и успевает в конце 30-х издевательски перепеть бешено популярную в Германии Третьего рейха, в особенности среди немецких солдат во время войны, песню (Lili Marleen). К слову, Дитрих во время войны бросает Голливуд и едет на западный фронт, где поёт эту песню уже перед союзниками… Но это уже другая история…

Ресторанная песня НЭПмановского СССР

Источник: ras.jes.su
Источник: ras.jes.su

Переместимся к нам в родные края. В России с приходом советской власти музыкальный формат кардинально меняется. Всё, о чём я рассказывал в первой части про истоки популярной музыки, во многом сошло на нет. В 20-х годах наступает пора НЭПа, а советская власть под конец десятилетия начинает контролировать искусство. Классическая музыка осталась, хоть и претерпела глобальные переработки. Некоторые жанры потеряли свою власть в популярной музыке. К примеру, классический романс, будучи буржуазным жанром. Он ушёл за границу вместе с белогвардейским движением, во многом став символом эмиграционной жизни. Проникший в страну джаз отчаянно пытался найти своё место. А вот музыка низов активно выходит на первые места и также преобразовывается в популярную музыку. Потому что, собственно, низы пришли к власти.

Источник: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/uploads/0/2021/02/24/pHJ3ps79.jpg
Источник: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/uploads/0/2021/02/24/pHJ3ps79.jpg

В СССР появляется новый тип мелкого частного предпринимателя – НЭПмана, мещанина или лавочника, не обременённого интеллектуальными изысками. Именно такой тип человека в СССР 20-х с деньгами в кармане и начинает платить за искусство, задавая формат популярной музыки. А какой музыки? Той самой, из низов, которую он слушал с детства в лавке у папаши, включая и самые обычные дворовые песни. Смешавшись с модными международными танцевальными стилями фокстрот, танго и остатками русского романса, эта дворовщина создала определённый самобытный мещанский жанр советской ресторанной песни. В СССР даже после революции продолжали существовать варьете, среди посетителей которых богатых капиталистов сменили НЭПманы, и через которые по стране разлилась эта культура.

Лучшим примером расцвета ресторанной песни в молодой советской республике я бы назвал музыку определённого города, чей дворовый народный фольклор смешался с заграничными мотивами, которые в город поставляли по морю, поскольку город этот был портовый. Эти мотивы, благодаря определённым знаковым музыкантам, о которых я расскажу позже, распространились потом по всей территории нашей необъятной советской родины и отложили неизгладимый отпечаток на её популярной музыке. Это город Одесса.

Одесса, 1920-е. Чёрное море. Источник: img-fotki.yandex.ru
Одесса, 1920-е. Чёрное море. Источник: img-fotki.yandex.ru

Формат дворовой одесской песни, превратившийся в ресторанную, во многом спонсировался и продвигался в ней местными криминальными авторитетами преимущественно еврейской крови.

Источник: vatnikstan.ru
Источник: vatnikstan.ru

Это был свой мирок, своя атмосфера и законы там царили свои. А потому в большинстве случаев форматом советской популярной музыки и главными хитами одесского фольклора становились песни, выходившие не просто со двора, но и из уголовной жизни, полностью формируя современный жанр блатного русского шансона. Как ни печально, но, получается, это самый древний из сугубо русских жанров популярной музыки, которая существует у нас до сих пор… Ведь, как я рассказывал, ещё Шаляпин исполнял народные каторжные песни.

Главное имя в истории русской популярной музыки, связанное напрямую с Одессой, и благодаря кому эта музыка стала всесоюзно популярной, - безусловно, Лазарь Иосифович Вайсбейн!... Ну, точнее, Леонид Осипович Утёсов!

Источник: api.polka.academy
Источник: api.polka.academy

По легенде знаменитый певец был продвинут и проспонсирован накануне Гражданской войны самым знаменитым одесским еврейским криминальным авторитетом по кличке Мишка Япончик. Утёсов в 10-х годах прошёл большую кабацкую и ресторанную школу, впитав в себя весь дух одесского фольклора. Переехав в Ленинград, он стал успешно идти вверх, продвигая до невероятной популярности этот самый одесский фольклор — именно эти песни составляли основу его первого репертуара и первых записей в 20-х годах уже не как ресторанного певца, а как большого артиста – благодаря ему атмосфера одесской «ресторанности» перекочевала на отечественную большую сцену и полилась по всему союзу, пропитывая российскую популярную музыку, то есть, эстраду.

Во многом благодаря его исполнению некоторые композиции приобрели статус культовых. В частности, главным музыкальным символом 20-х годов СССР, времени НЭПа, благодаря Утёсову, стала песня «Бублички» про несчастную торговку частную (кстати, песня тоже родом из Одессы). Композиция стала одним из первых истинных советских шлягеров, пропитанных духом мещанства, впитавшего в себя всю атмосферу своего времени.

Ресторанная песня российской эмиграции

Источник: img-fotki.yandex.ru
Источник: img-fotki.yandex.ru

В то же время с 20-х годов сформировался другой формат русской ресторанной песни, приобретшей популярность за её пределами среди эмигрантов. Перебравшийся вместе с ними за границу опальный русский романс смешался с теми же королями музыки – фокстротом, танго – и в ресторанах по всей Европе, где собирались бежавшие из-за революции русские люди, полилась музыка, призванная вызывать ностальгию у эмигрантов по своей родине.

Пётр Лещенко. Источник: upload.wikimedia.org
Пётр Лещенко. Источник: upload.wikimedia.org

Главной звездой такого формата ресторанной песни, безусловно, был Пётр Лещенко, русский уроженец, родившийся в той же самой Одессе, проведший детство в Кишинёве и после Первой мировой и революции внезапно оказавшийся гражданином Румынии. Именно в Бухаресте он начал свою замечательную карьеру, составляя свой репертуар из исключительно русских щемящих душу пропитанных горькой ностальгией по России песен, среди которых были как и известные русские старые песни, так и романсы, сочинённые самим Лещенко, так и оригинальные переработки европейских фокстротов и танго.

Лещенко приобрёл бешеную популярность, гастролируя по всей Европе в течение 20-х, 30-х, 40-х, не только среди русских эмигрантов, но и вообще среди всех людей, несмотря на в основном русские песни в репертуаре. Потому что он, не живя в России, всегда сам испытывал ностальгию по этой стране. Даже во время сотрудничества румын с нацистами во 2-й Мировой он с риском для жизни выступил в оккупированной Одессе… Видите, как много этот город значил для формирования русско-советской популярной музыки!

После освобождения Румынии от нацистов во второй половине 40-х он с радостью принял советское гражданство… Что оказалось его шагом в пропасть – в начале 50-х он был схвачен румынскими советскими службами госбезопасности секуритате из-за своей жены, которая была обвинена в измене родине… Пётр Лещенко погиб от язвы желудка в 1954 году в румынской тюрьме во время допросов, не успев вдоволь насладиться долгожданным возвращением в Россию и вдоволь погастролировать по ней…

Эпилог

Во времена, когда советская власть жёстко взялась за искусство и стала его контролировать, такие, как Утёсов и Лещенко были в некотором роде спасителями. Пётр Лещенко, выступая за пределами СССР, был необычайно известен в Советском Союзе, где тайно слушали его пластинки, выпущенные подпольно, несмотря на запрет. А Утёсов же стал настолько массово популярным исполнителем, что получил карт-бланш и имел возможность смело исполнять не самую любимую властями музыку. Услышав в конце 20-х годов в Париже американский джаз, Утёсов создал в Ленинграде собственный оркестр, начав продвигать в массы ту музыку, которую на тот момент почти запретили играть в Советском Союзе, совмещая её с мотивами фокстротов, тех же самых одесских дворовых песен, помещая всё это в оболочку театрализованных представлений и делая главной фишкой свой уникальный голос. Как это можно назвать? Правильно! Началом советской самобытной популярной музыки. Утёсов запустил двигатель! Но это уже другая история…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ВСЕ ГЛАВЫ ИЗБРАННОЙ ИСТОРИИ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ:

1. ИСТОКИ

2. ДЖАЗ. НАЧАЛО

3. СВИНГ

4. КАНТРИ И БЛЮЗ

5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

7. ЧТО ТАКОЕ "АЛЬБОМ"

8. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 1

9. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 2

10. ТРАДИЦИОННАЯ ПОП-МУЗЫКА. ЧАСТЬ 3

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.