Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

Почему современным детям сложнее учиться?

Этим вопросом задаются многие родители, которые еще помнят, как быстро забежав домой и сделав уроки, убегали гулять до темна. А сейчас бедные дети чахнут над тетрадками чуть ли не дотемна, нередко уже в начальной школе взывая “Мама, помоги!” Так что же изменилось? Дети? Программа? Отношение?

Учиться сейчас нелегко. Поищем причины?
Учиться сейчас нелегко. Поищем причины?

Давайте разберемся!

Мы учились во времена СССР и в первые постсоветские (то есть по сути все равно еще использовались наработки советских педагогов, по инерции). Образование в Советском Союзе было действительно сильное. Мы помним, что наше государство за довольно короткий срок смогло очень заметно развиться. Именно СССР первыми запустили человека в космос. А спутники? А атомный ледокол “Ленин”? Последний вообще умудрились построить в рекордные сроки — от проекта до спуска на воду прошло 1,5 года.

Поэтому основной подход к образованию был соответствующим: вырастить очень сильное поколение, думающее, творящее, и при этом умеющее работать руками. К 60-м - 70-м годам СССР был просто на пике своего развития — во многом именно благодаря такому подходу.

Терпение и труд все еще являются залогом хорошей учебы
Терпение и труд все еще являются залогом хорошей учебы

В чем была особенность образования в СССР?

  1. Школьное обучение было одинаковым для всех. Да, кое-что зависело от учителей. Но в целом программа давалась одна и та же, и при этом были учебники, которые позволяли разобраться с непонятными вопросами и закрыть “пробелы”. То есть и дети высокопоставленных партийных чиновников, и дети рабочих с завода учились в одном месте и получали одинаковое базовое образование.
  2. Авторитет учителя. Он был. Причем был на очень высоком уровне, и существовал как для детей, так и для родителей. Да, где-то в свой среде они, может, и жаловались на строгих педагогов, и придумывали им прозвища. Но Пререкаться, спорить с учителем или жаловаться на него родителям было просто нонсенсом. Учителя, в большинстве своем, при этом были требовательны и строги, но справедливы, и старались дать детям максимум знаний, привить интерес к предмету.
  3. Мотивация. Из двух первых пунктов вытекает третий. Если ребенок знает, что он при желании может добиться чего угодно — он будет лучше стараться. Более того, он воспитан в духе, что жить нужно для страны. То есть даже если в дальнейшем он не станет крупным ученым, а пойдет, например, на завод — он все равно будет трудиться на благо страны, и страна это точно оценит, а значит, даже здесь нужно приложить усилия и стать отличным и умелым работником завода.

А сейчас идет 2022 год. Мы находимся в капиталистическом мире. И придется смириться с одной вещью: всем на вас наплевать..

Обеспеченные люди, в том числе и государственные деятели, стараются отдавать своих детей в частные школы, в том числе и за границу.

Сейчас многие родители жалуются “Программа сложная, раньше было легче”. Не соглашусь. Зайдите в интернет, найдите учебники 50-х годов. Скачайте, например, учебник по математике, за 3 класс. И сравните. Минимум иллюстраций, много текстов, большое количество задач и примеров, причем сложных.

Здесь нужно понять, что в наше время ответственность за развитие вашего ребенка лежит только на вас. Вам нужно самим находить системы и среды, где ребенок будет развиваться. В СССР эту функцию брало на себя государство (в т.ч. с помощью таких организаций, как пионерия). Это проблема первая.

Вторая проблема — обилие гаджетов. Говорил и не устану повторять: обилие развлекательного контента и его подача (жизнь должна быть легкой, без напряжения, делай, что нравится, что хочется) — это очень плохо. О том, что не так в этой философии, рассказывал буквально во вторник (кто еще не читал, можно ознакомиться).

Отвлекитесь от гаджетов — мир станет ярче
Отвлекитесь от гаджетов — мир станет ярче

Никто не спешит говорить детям, что настоящее удовольствие — в развитии и постоянном преодолении себя, в достижении новых вершин, в совершенствовании умений. О том, как оградить ребенка от гаджетов, при этом даже почти с ним не поругавшись, можно почитать в статье “Родители, дети и гаджеты. Ищем баланс”.

Третья проблема: современный ребенок не приучен к нагрузкам. Ни домашних дел, ни требований. Многие родители, вспоминая про то, что их в детстве загружали бытом, стараются оградить от этого своего ребенка. Полностью. И совершают ошибку. Во-первых, вы растите бытового инвалида. Во-вторых, как потом заставить учиться ребенка, который совершенно не приучен к труду? Конечно, требовать от ребенка вскопать поле под картошку, организовать генеральную уборку и сшить младшей сестренке костюм снежинки, может, и перебор, но убрать в комнате, вымыть посуду и заварить чай способен любой ребенок (вне зависимости от пола, если мальчик вымоет пол, ничего с ним не случится, честное слово). И носиться с детьми не надо, а то сейчас модно из-за каждого эпизода подозревать у ребенка психотравму, которую он будет всю жизнь разбирать с психологом. Ребенка любить нужно! Но строгость любви совсем не отменяет. Напротив, так вы демонстрируете заботу. Вы же не позволите ребенку сунуть пальцы в розетку и перебежать дорогу на красный, только потому что ему хочется? И погладить цепную собаку не пустите. С требованиями что-то сделать — та же история. Это пойдет ребенку на пользу.

Проблема четвертая. Нейропсихологические проблемы из-за отсутствия движения. Вспомним наше детство. Мы носились по двору: пешком, на велосипедах, самокатах. Бегали, прыгали (помните популярные у девочек “резиночки”). С деревьев нас было не согнать (на самых удобных мы устраивали штабы). Сейчас даже выгнать ребенка на улицу не всегда помогает. Потому что выходит друг с телефоном - и все уже залипли вокруг него, просто не дома, а на лавочке. Больше активных игр! Научите девчонок прыгать в резиночку и на скакалке. Пусть папы выйдут во двор и сыграют в футбол с сыновьями! Устройте семейную пробежку. Ну и от спортивных и танцевальных секций не отказывайтесь.

Остается только пожелать современным родителям успехов. И сейчас можно вырастить здорового, счастливого и мотивированного ребенка. Но для этого придется приложить усилия. Все обязательно получится! Успехов вам и вашим детям!