В прошлых статьях мы обсудили правила экранного времени для детей 3-6 лет. Начнем серию постов про самый важный этап - 6-12 лет.
Личность находится в непрерывном наборе компетенций, на этапе формирования целостности "Я". Именно от этого возраста зависит как дальше ребенок будет двигаться в онлайн пространстве - уверенно идти к собственным целям или дрейфовать под влиянием различных групп, без способности самостоятельно влиять на этот процесс.
Этот период один из важнейших в становлении целостности личности. Ребенок находится в постоянном процессе изучения субъективного восприятия реальности. Этот процесс формирует основные модели поведения в том числе и в цифровом мире. Дети развивают огромный спектр навыков, умений в школе и дома.
Чувство собственного “Я” обогащается новым опытом каждый день. Движение идет одновременно и в реальном мире и в интернет пространстве.
Как правило, мы придаем огромное значение обучению, успехам в школе, на секциях, во внеклассной деятельности. А онлайн среда эта зона, которую хорошо бы из жизни ребенка вообще убрать. Но не получается.
Это основное заблуждение, которое есть у всех. Ограничивать, но ничему не обучать.
Кто из вас пустит не умеющего плавать школьника в бассейн или на открытую воду? И оставит одного барахтаться, пытаясь по ходу дела как то разобраться, чтобы выжить? Примерно такой процесс происходит в голове подрастающей личности.
Дети дрейфуют по цифровым волнам, попадая под влияние различных сил, не понимая как этим вообще управлять.
- Не сиди в телефоне до ночи
- Быстро иди делай уроки, а то вообще больше компьютер не получишь
Мы точно знаем как не надо и требуем от детей невозможного - чтобы они как то самостоятельно научились плавать в неспокойных цифровых водах… Отсюда часто и обратный результат - усиление вовлечения, появления признаков интернет зависимости.
Не каждый взрослый находится на том уровне, чтобы максимально грамотно адаптировать медиа среду под свои цели, встроить в свою счастливую и осознанную жизнь. Почему тогда мы требуем взрослых поступков от 6-7 леток?
Как организовано обучение плаванию? Это последовательный, пошаговый процесс, который начинается с умения просто держаться за бортик и находится в воде. Когда ребенок освоился, то тренер переходит к освоению следующего навыка. При этом он всегда находится рядом. Он понимает, что отвечает за своего ученика, за его жизнь и здоровье.
Только через определенное количество занятий, когда виден результат, можно позволить проявить самостоятельность. Но в любом случае он держит процесс под контролем. Когда ребенок плавает сам, то ему позволяется отплыть подальше в одиночку. А в процессе движения мы наблюдаем - как двигается, уверенно ли держится, не начинает ли паниковать.
Процесс обучения считается завершенным, когда личность умеет самостоятельно держаться на воде, оценивать риски, принимать взвешенные рациональные решения, основанные на собственных целях.
Именно в возрасте 6-12 лет ребенок должен научиться плавать в цифровых волнах.
Помимо роста компетенции в различных областях, в жизни современных детей появилась еще одна очень серьезная зона развития - интернет мир. Дети там осваиваются, адаптируются, вовлекаются или теряют интерес, сравнивают свои успехи со сверстниками, тусуются и собираются в группы по интересам.
Родители, которые видят в компьютерных увлечениях одно баловство, которое мешает полноценно развиваться, способствуют развитию чувства неполноценности. В этот период ребенок не должен негативно оценивать себя по сравнению с другими, и на формирование этого очень сильно влияет то, как выстраивается экранное время. Какие действуют запреты, правила, ограничения, способствуют ли они развитию навыка самостоятельно держаться в цифровом поле или личность завязнет под чужим влиянием.
Уважаемые родители! Даже плаванию научиться легче. Это комплексный, системный подход, который мы будем обсуждать дальше. Если ребенок пока в этом возрасте - отлично, есть время. Потому что к 12-13 годам учить уже будет поздно. Стремление к независимости будет подталкивать личность к самостоятельным решениям.