Время
Опустошенные дыханием времени руины церквей. Разрушенные, вросшие выщербленным кирпичом в пожухлую траву, со скорбно покосившимися куполами и сизым вороньем на решетчатой ограде, но сохранившие своё былое величие и стать. Христианская вера, органично вплетенная этим суровым краем в языческие артефакты, твердая, как кора местных кедров и бесконечно терпеливая в изломанных страданиями ликах деревянных богов, побудила живший здесь народ воздвигнуть в каждом маломальском оплоте монументы в свою славу.
Уже давно стерлись с карт названия городищ и урочищ, осквернены проповедниками и заброшены вековые капища вогулов, зарос сосняком и болотами Бабиновский тракт, но стоят, стоят под холодным уральским небом стены этих реликтовых храмов, охраняя погребенные под ними языческие святилища.
Отнятая земля
Суровый край, опоясанный с запада верховьями Камы, а с востока — Уральским хребтом, издревле привлекал странствующий люд: в непроходимых лесах Пармы спасались от набегов монголов, добывали пушнину, мыли алмазы и соль, пасли стада оленей на альпийских лугах старых гор.
Однако главным значением этой территории всегда оставался транзит — многочисленные полноводные реки и уникальное расположение на границе Европы и Азии обеспечило ей ключевую роль в освоении Сибири. Именно здесь примерно с V века прошел Вишеро-Лозьвинский путь, а в конце XVI века пробита Бабиновская дорога, соединившая Соль Камскую с Верхотурьем. По этой дороге еще два века в Сибирь шли, гремя кандалами, каторжане, текли потоки крестьян в поисках лучшей доли, доставлялась почта, ехала наука и авантюристы.
Христианство, волнами накатывающее на языческие традиции, с XIV века огнем и мечом разбавило славянами исконных финно-угоров и насадило православие. Позднее, уже сами православные епархии оружием богоугодно поделили на этих землях влияние Москвы и Новгорода.
Под влиянием торговых путей неоднократно менялась и столица Перми Великой: до 1472 ею была Чердынь, с 1472 по 1535 — Покча, с 1535 по 1613 — Чердынь, а с 1636 года, до включения Петром I Перми Великой в состав Сибирской губернии (1708) — Соликамск.
Что касается названия, то как и положено, единообразия в этом вопросе нет. В произношении, непривычные к местному говору, постоянно заменяют мягкую на твердую "Р", а в происхождении наука мечется между финским Perämаа — «задняя сторона» и коми-зырянским Perjema — «отнятая, взятая, унаследованная земля».
В движении
Майские праздники в этом году явственно намекали на поддержку внутреннего туризма и с этими аргументами трудно было не согласиться. Учитывая прогноз погоды и пожелания общественности, решено было выдвинуться на север Пермского края для обследования Чердыни и ее окрестностей.
Ехать до нее от Перми чуть более трех сотен километров и этот маршрут имеет смысл разбавить обедом в том же Соликамске. Вторую часть первого дня резонно провести в прогулках по Чердыни, а на второй день выехать в сторону Ныроба, захватывая по пути интересные локации. К вечеру этого же дня вернуться в Соликамск, где и заночевать. Утренняя прогулка по родному для меня Соликамску и возвращение в Пермь — план третьего дня.
Чердынь
Появившаяся в VIII-IX веках как укрепленное городище, Чердынь неоднократно переживала свои взлеты и падения. Поселение около устья ручья (а именно так переводится с коми-пермяцкого "чер-дынь") в XIV веке стало столицей Перми Великой и зенит значимости Чердыни пришелся на XV век. На город в эту эпоху постоянно осуществлялись набеги то татар, то вогулов — он неоднократно горел и возрождался.
Находясь на перекрестье торговых и водных путей, у Чердыни не было другой судьбы как стать транзитным городом с богатой религиозной культурой. Чем больше через город везли мехов, соли, серебра, тем больше храмов возносилось над этой пропитанной "зверинным культом" и мрачных "пермских богов" землей.
Воскресенский собор
Воскресенский собор — главный смысловой и архитектурный аттрактор и, одновременно — самая высокая точка Чердыни. Изначально достроенный в конце XVIII века, в начале XX века храм пришлось капитально реконструировать — этот облик и сохранился до наших дней.
Церковь действующая, в ней регулярно идут службы.
При входе в церковь открыта лестница на колокольню и это приключение пропускать ни в коем случае не стоит! С высоты колокольни открывается панорамный вид на город и реку Колва.
Церковь Иоанна Богослова
Иоанно-Богословский монастырь — старейшая обитель Прикамья и после основания в 1462 году к XVI веку стал духовным центром Пермского княжества. После возвышения Соликамска в качестве центра Перми Великой, храм постепенно утратил влияние.
Троицкий холм
Место истоков Чердыни — Троицкий холм, на котором когда-то стояло Чердынское городище, с XV века деревянная крепость. Сейчас на просторной вершине этого холма находится деревянная церковь Ильи Пророка, а на краю — реконструированная башня старой крепости — Спасская.
Кольчуг
В 19 километрах от Чердыни есть село Кольчуг в две сотни душ, основной достопримечательностью которого является крайне обветшалая церковь Спаса Нерукотворного Образа. И с каждым моим посещением этого села дела у церкви все плачевнее — в этом году у церкви провалилась кровля и купол основного здания рухнул вниз.
Возле церкви как и прежде сидели местные колдыри, полировали стаканы и костерили меня за глаза: "Вот — ходят тут, а вот взяли бы — да починили бы церковь!".
Бондюг
До конца не очень длинного майского дня оставалось еще немного времени и мы решили потратить его на посещение достаточно большого села неподалеку — Бондюг. В нем также центральной доминантой является разрушающийся храм — церковь Воздвижения Креста Господня.
Церковь расположена на берегу Камы, над которой в этот вечер догорал алый закат.
На завтра в наши планы входила поездка по Ныроба и ночевка в Соликамске.
Продолжение: Покча, Вильгорт, Камгорт, Ныроб, Пянтег, Соликамск.
На этом все. Оставайтесь на линии.
Слава роботам.
Еще статьи на данную тему: