С 2014 года мы каждое лето едем в Уфу. На машине.
Я понимаю, что эти 1400 км - совсем небольшая часть одной восьмой части суши, но тем не менее…
Год от года дороги становится всё лучше (по крайней мере, там, где мы ездим).
Иной раз закрадывается мысль, что одну российскую беду уже почти победили, можно уже за дураков браться.
Но тут случилась закавыка - ехал я в башкирском Зауралье по маршруту Сибай-Акъяр-Гай.
Надо сказать, что по этой дороге я езжу лет примерно тридцать пять. Когда-то часто, сейчас - раз в год.
Раньше это был банальный среднестатистический «грейдер», пыльный и ухабистый.
Потом дорогу привели в порядок, везде сделали асфальт и стала она вполне себе ничего.
В этом году я вдруг обнаружил, что она уничтожена чуть менее, чем полностью.
Есть несколько коротких участков, по которым можно ехать нормально, но почти везде приходится ползти, переваливая через кочищи и ямищи. В результате дорога протяжённостью 170 км заняла больше трёх часов.
Всё банально до тошноты: УГМК, не желая строить технологические дороги, гоняет рудовозы по дорогам общего назначения.
Нагрузка на ось рудовоза в разы превышает нагрузку самой тяжёлой фуры и дорожное покрытие просто не выдерживает. Дорога при этом выглядит так, будто её разрушали специально.
Зря брались за строительство дорог, не разобравшись предварительно с дураками.
Да, УГМК серьёзный налогоплательщик и с ним ссориться никто не хочет. Но понятно же, что в этом конкретном случае частная компания залезла в карман к государству. Причем три раза на одном месте:
- во-первых, сэкономив на строительстве дороги (не вкладываясь, условно говоря, в ВРП);
- во-вторых, уничтожив дорогу, в которую регионы вкладывали деньги;
- в-третьих, повышая транзакционные издержки тех пользователей дороги, которые дорогой чество пользуются - увеличиваются износ автотранспорта и время поездки, снижается безопасность.
Или это уже не дорога, а произведение искусства?
Скажем, руководство УГМК совместно с территориальными администрациями проводят мега-перформанс - постмодернистскую деконструкцию смысла дороги.
Тогда почему об этом не знают искусствоведы?