⇦ предыдущая часть
В пятницу, 17 марта, в Новочеркасске происходили проводы казаков, переселяющихся в Уссурийское казачье войско.
В 10 часов утра по Платовскому проспекту тянулась длинная вереница дрог, на которых сидели матери, жёны и дети переселенцев, а вслед за ними шла партия казаков-переселенцев со своим походным атаманом во главе. Вся партия состояла из 265 человек обоего пола. В числе детей было несколько и грудных, которых матери несли также в храм Божий принять благословение архипастыря. Некоторые из матерей, держа ребёнка на руках, вели ещё двух или трёх. В соборе по правую сторону стали женщины с детьми, а по левую – казаки. Впереди стоял атаман с георгиевским знаком на груди, за ним более пожилые переселенцы, в числе которых особенно выдавались ещё крепкие на вид, с серьёзным выражением лиц, старики, имеющие свыше 70 лет от роду.
Перед началом молебна Высокопреосвященнейший Афанасий, Архиепископ донской и новочеркасский сказал приличное случаю слово, а затем начался напутственный молебен, совершённый с большим торжеством при пении двух хоров. С глубоким сознанием минуты молились переселенцы и их дети, а когда протодиакон провозгласил: «преклоните главы и колена Господу помолимся», все и переселенцы, и собравшиеся зрители опустились на колени и горячо молились о ниспослании в путь шествующим благословения и помощи Божией. После молебна подошли к Архиепископу походный атаман с двумя ассистентами и, приложившись к кресту с окроплением святой водой, получили от владыки икону Донской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе и по книге «Нового Завета» с собственноручной подписью его высокопреосвященства.
Кроме того Высокопреосвященный передал по одной книге «Нового Завета» для отсылки всем партиям других округов с надписями. Затем подходили к кресту старшие из каждого семейства и каждый из них также получал по книге «Нового Завета». За ними потянулись остальные, благоговейно принимая благословение архипастыря. Трогательно было видеть эту не поддающуюся описанию картину. На лицах женщин заметно отражались грустные чувства разлуки навеки с родиной. Заботливо они подносили и подводили своих малолеток к кресту к окроплению святой водой…
По окончании всего этого переселенцы построились возле собора, по одну сторону – казаки, по другую – женщины с детьми. Помощник Войскового Наказного Атамана по гражданской части генерал-майор А. М. Греков, поздоровавшись с ними, от имени Войскового Наказного Атамана пригласил их на войсковую хлеб-соль. Оркестр исполнил народный гимн «Боже, Царя храни»! Раздалось бурное «ура».
Отсюда под звуки марша переселенцы направились к зданию областного правления, где для них были приготовлены изобильно установленные кушаньями и вином столы; женщины с детьми потянулись тем же порядком, как приезжали в собор, на свои квартиры (все переселенцы размещались на трёх смежных подворьях), так для них войсковая хлеб-соль была приготовлена там, причём детям после обеда розданы были лакомства, пожертвованные госпожой Клунниковой.
По приходе во двор областного правления переселенцы стали вокруг приготовленных столов. Через некоторое время прибыл Войсковой Наказной Атаман (на момент описываемых событий Николай Иванович Святополк-Мирский) и, пройдя среди переселенцев, отошёл в сторону, подозвал всех их к себе и обратился к ним приблизительно со следующей речью:
- Здравствуйте, доблестные донцы! Я называю вас доблестными потому, что вы действительно доблестны. По зову Государя вы не задумались оставить свои дома и идти в далёкую сторону. Вы идёте по пути Ермака, но ещё дальше его. Он дошёл только до Сибири, а вы заходите с другой более далёкой стороны и захватываете, так сказать, всё обширное пространство. Вам предстоит много трудностей и в пути, и на месте. Но вы, я уверен, преодолеете их. Мне говорят, что вам трудно будет потому, что с вами идут бабы, а я отвечаю, что с вами нет баб, а есть донские казачки. А донские казачки что такое?
- Те же воины, ваше сиятельство!
- Вот это я и хотел сказать. Поэтому я не боюсь за вас и надеюсь, что вы справитесь со всеми трудностями, и на Уссури будете служить так же, как служили на Дону и везде. А через десять лет Уссурийское войско будет не узнаваемо и поравняется с доблестным войском Донским. Да благословит Господь ваш путь!
Затем его сиятельство высказал, что он ещё увидится с переселенцами, так как приедет проводить их в Одессу.
Глубокое впечатление произвела на переселенцев эта прочувствованная и сильная по своей выразительности речь Войскового Наказного Атамана. Несколько раз она прерывалась дружными откликами: «постараемся, ваше сиятельство», «оправдаем надежду Государя, послужим верой и правдой», «не посрамим славы войска Донского», а в заключение грянуло долго продолжавшееся «ура».
Затем его сиятельство подошёл к столам и провозгласил тост за здоровье Государя Императора, Государыни Императрицы, за войско Донское, за войско Уссурийское, а помощник Войскового Наказного Атамана генерал-майор А. М. Греков – за его сиятельство.
Казаки окружили столы и приступили к хлебу-соли. За Войскового Наказного Атамана произносились тосты и самими казаками, некоторые выражали благодарность его сиятельству за заботы о них.
Когда Войсковой Наказной Атаман после тостов обходил столы и разговаривал с переселенцами, некоторые из них обратились к нему со словами:
- Ваше сиятельство, мы к вам с покорнейшей просьбой.
Атаман остановился.
- Прикажите выдать нам ружья и пороху.
Атаман шутливо ответил:
- Да я боюсь, братцы, давать вам ружья, - вы будете проходить мимо Константинополя, не ровен час, пожалуй, мимоходом ещё и захватите его.
А потом разъяснил им, что ружья они получат там, во Владивостоке.
Атаман был тронут этим, а после высказал: знают ли там, какие люди идут туда. О чём же они просят? Они не говорят о своей нужде, а просят только ружья и пороху.
Среди обеда к столам переселенцев подошла одна дама (М. Ф. Агакова) и поднесла им в благословение икону Христа Спасителя и 10 рублей. Вслед за ней с разных сторон начали подавать денежные подарки, из которых составилась общая сумма до 50 рублей.
Утром, 18 марта, в Новочеркасск прибыл из Аксая поезд с переселенцами третьей партии Сальского и Черкасского округов. К тому же времени готовился поезд на станции Новочеркасск для переселенцев четвёртой партии Первого Донского округа. В 9 часов утра обе эти партии в одном поезде тронулись в путь, сопровождаемые благопожеланиями провожавших их начальствующих лиц с окружным атаманом Черкасского округа во главе и многих из посторонних. Трогательно прощались уезжавшие и долго, пока скрылись из вида, кланялись провожавшим, махая шапками.
На станции Зверево к ним присоединится пятая партия из Донецкого округа, а на станции Ясиноватой – шестая из Таганрогского округа. Затем все эти четыре партии будут следовать в одном поезде до Одессы, куда прибудут 23 марта, в 3 часа 24 минуты ночи.
Аксайская станица устроила самые радушные и тёплые проводы переселенцам Сальского и Черкасского округов. 17 марта был отслужен для них напутственный молебен с окроплением святой водой и поднесена от станичного общества ценная икона святого Николая, а затем дан был обед.
Газета «Донская речь» № 34 от 19 марта 1895 года.
⇦ предыдущая часть | продолжение ⇨
Навигатор ← Переселение Донских казаков