Эссе после прохождения курса
Я уже не помню, по какой счастливой случайности на экране моего монитора появилось видео с трехлетней девочкой, старательно играющей своими крошечными пальчиками упражнение Ганона 1. "Такая маленькая. Разве это возможно?"-подумала я...
Видео заинтересовало. Любопытство привело на сайт "Софт Моцарт". Компьютерная игра? Я не была поклонницей этого направления в музыкальном обучении. Все, что я видела до этого, казалось несерьезным. Но чем больше я читала, тем яснее понимала: это не просто очередная компьютерная игрушка. За каждой фразой - обоснованные знания, а вся программа - это целая система обучения музыкальной грамотности, выверенная, четкая, опирающаяся на достижения мировой педагогической мысли.
Желание обучиться этой системе прочно поселилось в моем сознании. Как известно, сильные желания притягивают благоприятные обстоятельства. Курс, организованный учебно-методической лабораторией "Музыкально-компьютерные технологии" РГПУ им. А.И. Герцена, стал тем мостом, по которому я шагнула в мир "Софт Моцарт".
В первый день обучения - знакомство с автором системы Еленой Хайнер (Еленой Владимировной Николаевой). Что расположило сразу: в каждом слове Елены Владимировны - обеспокоенность существующем положением музыкального образования в мире, желание донести важность своего открытия- системы эффективного обучения нотному чтению, способной повысить уровень музыкальной грамотности человека. Невольно проникаешься этой благородной целью, хочется изучить, понять, развиваться и нести эти знания людям.
Дальше - лекции, обучение. Проводники на этом пути- педагоги, работающие по этой системе несколько лет, непосредственные ученики Елены Хайнер: Можайская Галина Васильевна и Губочкина Елена
Владимировна. Благодаря их квалификации, этот курс стал настоящим курсом - погружением в систему.
Узнаю, метод Елены Хайнер - совершенно новый подход к обучению музыке, использующий идеи Гвидо Аретинского, основанный на следующих положениях:
нотный стан - это система. Он абсолютно симметричен: скрипичный и басовый нотоносцы зеркально отражают друг друга. Так в программе появляется вертикальный нотный стан, а цветовая и азбучная кодировка нотного пространства и клавиш делают очевидной структуру восприятия - нотный стан становится продолжением клавиш.
Длительность не форма - процесс. Каждый звук имеет начало, развитие, завершение .Как визуально показать это? Компьютерная анимация (распускающийся цветок и бабочка по окончании звука) решают эту задачу. Соединение на фокусной линии нотного знака, звука и длительности звучания в реальном времени - это прорыв в музыкальном образовании!
А дальше - подробное знакомство с элементами системы обучения. 3 круга музыкального алфавита, упражнения для развития координации, игровые модули-тренажеры и первые исполненные пьесы. Вспоминаю ощущения от разучивания "Горячих булочек" и прохождения игровых модулей программы. Получится ли? - В первый раз получилось не очень.)
Шаг за шагом я знакомилась с программой и методикой обучения: работа с карточками, Театр Теории, форматы нотного текста (шесть презентаций, позволяющих менять музыкальный текст от простого к сложному), уровни исполнительского развития и работа с детьми разного возраста, "особенными" детками, знакомство с форумом... Объем материала велик и трудно перечислить все.
Хочу отметить обстоятельность, открытость преподавателей курса, искреннее желание поделиться опытом, вдумчивый подход в построении курса обучения (теория, практика, многочисленные видео, очень интересные домашние задания). Все направлено на эффективное усвоение материала.
Во время обучения появились первые ученики. Посмотрев начальное видео с семинара Елены Хайнер в Киеве, бросилась применять увиденное на практике. Теперь браслет со скрипичным ключом(ключ зажигания) заводит нашу музыкальную машину для путешествия по клавишам во время упражнений, а вопрос "Ты сильный?" заставляет пальчики трудиться. Уже планирую завести "Дневники прогресса " своих учеников.
Начало положено. Я радостью осознаю, как много еще предстоит узнать и освоить, и какие горизонты творчества открыть!
С искренней благодарностью и пожеланием дальнейшего процветания этого направления обучения всем организаторам курса!
Ирина Грунюшкина, г. Зеленоград