Найти тему
Ольга Айзенберг

В первую минуту я ждала неминуемого провала

ru.kinorium.com
ru.kinorium.com

Тысячи семей живут по одному сценарию: дети выросли и живут своей жизнью. Он где-то там, она где-то здесь или наоборот. Каждый из них старается откопать самого себя из руин беспросветной обыденности…

Изначально, тандем Маргариты Тереховой и Олега Ефремова в фильме «Графоман» (пьеса А. Володина "Стыдно быть несчастливым") мне показался странным. Видимо, сработал стереотип, что рядом с Тереховой должен находиться красивый, статный и молодой актер. И в первую минуту я ждала неминуемого провала. Но нет, харизма и великолепная игра Ефремова мягко, но уверенно отодвинули мои сомнения.

О чем же фильм? С одной стороны. Петр Кондратьевич Мокин прошел войну, мечтал стать врачом. Но после того, как упал в обморок при виде крови, судьба направила его работать инженером техники безопасности в конструкторском бюро. В семейной жизни главного героя кипят нешуточные страсти, так как его единственная дочь стала любовницей женатого мужчины и не собирается ничего менять. Более того, жена потакает и поддерживает дочь. Неудивительно, что слово отца не имеет никакой силы и давления.

Мужчина глубоко несчастен, мечтает о другой жизни, но убеждает себя, что он не одинок и, вообще, быть несчастливым просто стыдно.

Единственное, что отвлекает главного героя от всей суеты – это написание стихов. Да, нельзя не отметить, что поэзия в фильме льется рекой:

Эта элита
признает Мадонну Литту.
А для элиты той
Литта - звук пустой.
Она ценит, однако,
Кафку и Пастернака.
Сколько разных элит!
Больше, чем простофиль.
Этот - космополит,
этот - славянофил.
Эти - по шашлыкам,
те - по средним векам,
по уральским скитам,
по сиамским котам.
А над всякими всеми -
физиков клан:
насмешлив, рассеян,
элит-великан.
И простые смертные
в пиджаках вчерашних,
так смешно заметные
в их рядах калашных...
Между сытыми, мытыми
извиваюсь элитами.
Свою линию гну:
не попасть ни в одну.
(А. Володин)

Поэзия – это единственная отдушина, спасающая героя от серых и однообразных будней. Однажды три стихотворения опубликовали в журнале «Колхозник» и Петр Кондратьевич получил свою порцию славы – ему написала почитательница из Таганрога. От чувства безысходности поэт ответил женщине. Так между героями завязался почтовый роман.

С другой стороны жена – известный во всем городе врач. Она с грустью наблюдает за духовными метаниями мужа. Ее строгость и холодность обусловлены скорее всего полным разочарованием. Она пытается сохранить и удержать отношения. Получится ли?

Данная кинолента до сих пор не потеряла своей актуальности. Найдут себя герои? Посмотрите и узнаете ).

Режиссер А. Белинский. Сценарист А. Володин