Вот, знаете, что меня иногда удивляет. Родитель думает о своем ребенке, родитель заботится о своем ребенке, родитель понимает, что его ребенок – это клиент репетитора, поэтому репетитор должен... Но почему-то забывает, что другие дети – такие же клиенты.
***
Близится сентябрь, родители ищут репетиторов. Звонит мне одна очень нервная мама. Долго и нудно выясняет, обязательно ли ее дочери сдавать ОГЭ по английскому в 9 классе, если в 11 она будет сдавать по нему ЕГЭ. Или все же можно без этого обойтись? И у нее есть «какой-то очень дорогой иностранный учебник, что-то там с уровнем, В1, кажется, так он пригодится или нет»? И смогу ли я ее дочь подготовить к ОГЭ за 1 год? А смогу ли не готовить к ОГЭ, если он все же не понадобится? А смогу ли заниматься с девочкой на этом самом каком-то уровне, который вроде бы В1? А смогу ли я объяснять ей так, чтобы она понимала, потому что «она ходила на другие курсы и там очень плохо понимала»?
Я мужественно на все отвечаю. Пока не дошло до одного момента, который и сподвиг меня на написание данного текста.
Мама говорит:
- У меня очень чувствительная девочка, она часто плачет, если у нее не получается или если ей покажется, что что-то не так. И очень нервная. Нельзя ли мне с ней прийти и посидеть на одном из ваших уроков, чтобы мы посмотрели?
Я не стала учить никого уму-разуму и ответила примерно так:
- Ваша девочка идет в 9 класс, и ей надо готовиться к экзамену. А у меня будет урок с третьеклассницей: там совершенно другой материал и другой подход. Вам присутствие на этом уроке ничего не покажет.
А подумала я вот что.
Значит, у вас чувствительная и плачущая девочка. А ничего, что у меня на уроке тоже сидит чувствительная девочка? Которая ко мне-то уже привыкла, я ж практически, как доктор, меня не стесняются: неправильно ответить, ошибку сделать – ничего страшного. А тут придут две посторонние личности и будут на эту девочку смотреть, возможно, как-то между собой переговариваться? Да и вообще, человек может на занятии элементарно стесняться посторонних. Они даже своих родителей стесняются, мне часто приходится просить их подождать за дверью.
При этом, вероятно, надо бы и у девочки, и ее родителей уточнить, разрешат ли они присутствие кого-то другого на уроке. Ибо так-то они договаривались со мной о занятиях языком, а не об открытых уроках с участием их дочери.
А давайте посмотрим с другой стороны. Вот я занимаюсь с вашей чувствительной девочкой, которая ко мне тоже уже привыкла. И тут на урок приходит другая, не менее чувствительная девочка, с мамой. И они на вашу внимательно весь урок смотрят, слушают и вообще все оценивают? Вы с вашей чувствительной девочкой будете этому очень рады? А? Или закричите:
- Да какое она имеет право, я не давала своего согласия, дочь стесняется!
А почему с другим ребенком так можно? Или у вас – чувствительный ребенок, а остальные – так, фигли-мигли?
Нет, я думаю, что мама насчет присутствия сказала не от злого умысла. Скорее, просто по недомыслию. Не подумав особо.
Но, согласитесь, момент показательный. Вот я хочу посмотреть на урок, а об остальном не думаю. В частности, не думаю о том, что в ситуации наоборот я бы негодовала и возмущалась: ведь это ж моего ребенка ущемили! А чужого ничего, чужого можно… Может, он не такой чувствительный.
Продолжение этой истории здесь.
А вам бы понравилось, если бы репетитор приглашал посторонних на урок с вашим ребенком?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: А, может, мне все-таки надо было все, написанное выше, маме озвучить? Открыть, так сказать, глаза?
P.P.S.: Как показывает моя практика, у таких сильнодопрашивающих мам – самые необучаемые дети. И даже если эта девочка ко мне попадет, она у меня продержится от силы 1-2 месяца. Как вы думаете?
На эту же тему:
Дети свои и чужие или поведение взрослых по отношению к тем, кто младше их
Вот о чем я писала 25 августа в прошлом году:
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.